+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

В современной школе возрастает роль учителя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на учащихся. Учитель уже не может быть только «передатчиком» знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом; от этого во многом зависит успешность педагогической деятельности и его авторитет, который складывается из двух составляющих: авторитета роли и авторитета личности. Основными показателями авторитетности является:

1. Соотношение самооценки преподавателя с оценками его личности и учащихся и коллегами.
2. Умение воспринимать и перерабатывать противоречивую информацию, находить достойный выход из трудной ситуации.

  Обратимся  к психологическим трудностям профессии педагога. Анализируя труд молодого учителя, можно выделить несколько отличительных особенностей: ставит грандиозные цели, предъявляет жесткие требования, податлив, высоко ответственен, стремится все делать хорошо, недостаточно реально относится к себе и учащимся, перед ним постоянно стоит вопрос: «Смогу ли я?». Вследствие несоответствия между желаемым и действительным у молодых преподавателей  чаще возникает психологическое напряжение и трудно управляемые эмоциональные состояния. Но у них есть и положительные стороны: общение с учащимися носит более партнерский характер, они более искреннее и внимательнее относятся к проблемам учащихся,  молодой преподаватель меньше склонен к компромиссу, чем опытный.
У каждого учителя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремится убежать. Это социальные страхи преподавателя. Можно выделить два основных вида причин возникновения страхов- внешние и внутренние. К внешним -  относятся внешние особенности поведения учащихся и администрации, к внутренним, связанным с индивидуальностью учителя, относятся затруднения в общении, комплекс неполноценности или завышенная самооценка.
Основные страхи молодого преподавателя:

- Страх равнодушия со стороны учащихся;
-Страх отрицания сказанного со стороны учащихся:
-Страх большой аудитории;
-Страх показаться смешным;
-Страх критики со стороны администрации;
- Страх разочаровать учащихся, если они хорошо относятся к учителю;
-Страх ответственности.

В соответствии с этим молодой специалист должен уметь мыслить на «психологическом языке», т.е. анализировать особенности своей индивидуальности и ученика. Для этого используются методики, выявляющие особенности личности учителя.
1.Оценка особенности своей системы субъективного профессионального контроля ( самооценка на основе анализа педагогической деятельности).
2. Умение контролировать себя в общении;
3. Умение слушать ученика;
4. Определение модели общения педагога.

Любой специалист- представитель профессии типа «человек-человек», приступив к самостоятельной работе, быстро обнаруживает, что для успеха мало только профессиональных знаний и умений. Требуется нечто большее: умение слушать собеседника и точно выражать собственные мысли, ощущение эмоциональной близости. Трудности ,с которыми сталкиваются начинающие педагоги при установлении и развитии эмоциональных контактов, свидетельствуют о недостаточности одного лишь жизненного опыта и здравого смысла для достижения успеха во взаимодействии с обучаемыми. Необходима огромная работа над собой, развитие навыков общения.  

Памятка
учителю, работающему над совершенствованием самоконтроля в  профессиональной  деятельности.
Необходимо:
1.Уметь объективно оценивать свои сильные и слабые стороны в плане возможностей субъективного профессионального контроля;
2.Быть готовым к инновациям и переосмыслению своих профессиональных позиций;
3.Учиться психологическому анализу ситуаций;
4.Преобразовывать проблемно-конфликтные и кризисные педагогические ситуации в опыт, способствующий профессиональному и личностному росту;
5.Расширять арсенал альтернативных педагогических решений;
6.Рассматривать свои решения, приемы, находки с позиций оппонента;
7.Осваивать психотехнику самоуправления и самоконтроля;
8.Добиваться позитивных ощущений, иначе психические ресурсы сконцентрируются  на подавление негативных ощущений (произойдет торможение, а не развитие);
9. При принятии педагогического решения ориентироваться не только на педагогический результат, но учитывать психологические эффекты (свое самочувствие и самоощущение ученика после осуществления принятого педагогического решения- последствия для Вашей самооценки и самооценки ученика, которые будут иметь выбранное Вами решение и т.д.
Успехов Вам!



Педагог- психолог высшей
квалификационной категории
Зеленская Елена Федоровна

Дата: 17.10.2011 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот