+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
   Определение рамок «нормы» и «патологии» («аномалии») на сегодняшний день остается предметом дискуссий для представителей различных наук. С позиции психологии более адекватным является рассмотрение этих понятий на основе возрастной периодизации развития.
   Процесс развития нельзя охарактеризовать как плавный именно в связи с наличием в нём кризисных периодов. Отдельные системы и психические функции развиваются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определенными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым и целостным.
   Поэтому знание закономерностей и развития ребенка в норме является той основой, на которой строится гипотическое предположение о наличии в развитии конкретного ребенка нарушений.
2-3 года
   В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет). В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость коснуться и особенностей их развития.
   Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
    I этап. В результате прямого обучения или подражания действиями взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.
      II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.
     III этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование для других целей.
   Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо освоение ребенком разнообразных действий с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.
   Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельностью.
   В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.
   Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого правильно назвать признаки и действия предмета.  Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие  (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т.д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). 

     Малыш в возрасте 2-3 лет способен различать:
- 5 форм (круг,  квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
- 8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).
  
 Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. 
   Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
   В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
   В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки - «мокриться»).
   Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка-это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.
   Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни стало. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Кризис трехлетнего возраста.
  В течение первых трех лет жизни ребенок меняется так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К трем годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение  миру. Он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
   Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
   Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний – тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии  умения высказывать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка – дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
   Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать  результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослыми. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить  сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
   Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители ил педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить  во лжи во что бы то ни стало.
   Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослыми. Возможны два варианта:   
   а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддерживать и похвалить за старания и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами;
   б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить на обмане, то, скорее всего. У ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего.
   Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
3-4 года
   Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречивым: он стремиться к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
   По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
   Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность  к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.
   В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность  более полно отражать окружающую действительность.
   На основе наглядно-действенного к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
   Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнуть из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знание ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
   Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
   Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую
   В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
   В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
4-5 лет
   Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».
   Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
   В этом возрасте сверстник становится более значимым и интересным. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
   Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим  шагом вперед является развитие способности выстаивать, умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.
   Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения.
   Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.
   Продолжается активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включается в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.
    Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка постепенно начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
5-6 лет
   Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.
   К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
   Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.
   Развитие произвольности и волевых качеств позволяют целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).
   Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
   Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.
   Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстаивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
   Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
   К интеллектуальным чувствам можно отнести:
- любопытство;
- любознательность;
- чувство юмора;
- удивление.
   К эстетическим чувствам можно отнести:
- чувство прекрасного;
- чувство героического.
   К моральным чувствам можно отнести:
-чувство гордости;
-чувство стыда;
- чувство дружбы.
   На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.
   Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
   Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпритирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.
6-7 лет
   У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая кампетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
   У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
   При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой  степени, сдерживать свои эмоциональные порывы.
   Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремиться качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
   Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностй. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
   Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистической направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
   Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более активно оценивает результат деятельности, чем поведение.
   В 6-7 лет развивается наглядно-действенное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
   У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
   Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
 

Сосновая О.В.
Педагог-психолог ЦПМС сопровождения   

Дата: 14.2.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот