+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
Меня всегда интересовали сказки, как источник знаний. В них заложен определённый алгоритм действий для достижения цели. Я уверена, что в каждой народной сказке есть тайный смысл, который мы не понимаем, потому что и не пытаемся понять. Нам некогда! Однако неспроста во всех сказках нам то и дело  настойчиво повторяют: «Сказка ложь, да в ней намёк!»
 Если мы обратимся к «Букварю древнесловенской буквицы», то можно выяснить что СКАЗКА это:
[СК/КС]-звук буквицы «Кси», образ : « духовности»
АЗ- имя буквицы «А»-образ «азов»
КА- корневая форма, образ : «Одна из форм»
«Одна из форма азов духовности»
Это поверхностные знания дающие намек на глубокий скрытый в ней смысл, сказ- как бы на самом деле, документальное повествование.
Мифъ ( именно такое написание дано в букваре)
М – буквица «Мыслите»- образ «мысли»
И- буквица «Иже», образ «энергии»
[Ф] – звук буквицы «Фита», образ: «вызревшее семя»
Ъ – буквица «ерь», образ « Под покровом высших сил»
« Под покровом высших сил вызревшее семя энергии мысли»
В в этом отношении я рассматриваю сказку, волшебную сказку, как колоссальный источник знания о Традиции, как абсолютно полноценный и законный элемент Традиции.
В  этом смысле, конечно, полноценная сказка должна быть рассказана. Она должна быть связана с живой передачей, с живым вербальным, словесным произнесением.
И соответственно, люди, слушающие и рассказывающие становятся соучастниками, единовременниками того, о чём идёт речь. Поэтому, безусловно, сказки принадлежат вербальному жанру. Профессиональный рассказчик сказок выполнял функцию мистагога (греч.- (mystagogos) жрец, наставляющий в таинствах; прорицатель, мудрец) в Традиции. А функция мистагога не является просто «функцией бумаги». Это не передача чистой информации. Это ещё и передача интонации, передача имиджевого восприятия и особой углублённости в содержание. Отсюда, кстати, специальная каста в Индии — пандитов, рассказчиков сакральных текстов.
Поэтому рассказывание в детстве сказителями или просто родителями сказок представляется некоторой формой аналоговой замены, субститутом инициации, первого ознакомления, контакта с сакральными мирами. 
Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационально¬го сознания. И пусть действия происходят в особом пространстве, и главный герой отправляется «за-тридяведь-земель» или «туда-не-знаю-куда», «затем-незнамо-зачем». 

Возьмём, к примеру, сказку о Колобке. Дети её любят. Даже самые маленькие. Колобок для них – настоящий герой! 
    Сказка о Колобке прилетела к нам из древности как весточка от наших прапрапредков.. Наши мудрые предки придумали посылать нам весточки из своего тревожного времени, запечатывая их в…сказки! 
Сушествует несколько версий трактовки этой сказки, вот одна из них:
    Колобок – наша планета Земля! На боку вокруг Солнца! Спекли его Дед и Баба. Дедом в старину нередко называли Творца, Всевышнего. У Создателя нет пола. В нём две энергии: мужская и женская. И обе древние, точь-в-точь Дедка с Бабкой. 
    Именно эти две высших мудрых силы сотворили-испекли нашу планету, проветрили космическими ветрами, высушили в потоках солнечного света. Вот только доучить всем премудростям не успели. Молодой да ранний оказался Колобок, укатился вместе с народившимся человечеством от Бабки с Дедкой, надоели ему их заветы, запреты. И волк, и медведь на его пути повстречались. Сразу вспомнил, чему Бабка с Дедкой учили. Страху, конечно, натерпелся, но зато возмужал, научился вовремя от всех «укатываться». Казалось бы, всё, спасся. Точь-в-точь как наша. Земля. Сколько вражды она навидалась за свою жизнь, ненависти? А войн? И всё-таки выжила. И «волка» перехитрила, и «медведя». А кто её в сказке погубил? Не вражеская сила, а дружеская лесть! Рыжая лицемерка, торговка-лиса. Посадила Колобка себе на нос и запела сладеньким голосочком…
 
Сама сказка как бы обращается к двум уровням, к уровню сознания, и в большей степени к уровню бессознательного. Для эффективной работы со сказкой важно знать её глубинный смысл. На уровне метафоры, которую предлагает сказка можно найти  выход из трудной жизненной ситуации. Насколько парадоксально и противоречиво сочетание сознаваемых и неосознаваемых смыслов текста сказки, настолько парадоксален и тот  эффект который дает сама метафора или сказка. И неважно написана сказка самим клиентом или это народная, авторская сказка. Главное при правильном, экологичном и бережном использовании в руках психолога ,сказка и метафора творит чудеса. 
Использование сказки как метафоры помогает вызвать свободные ассоциации, касающиеся личной психической жизни клиента, что позволяет в дальнейшем не только обсудить, но и интерпретировать этот процесс. В дальнейшем  работа может пойти с графическим материалом, т.е. рисование по мотивам сказки и работа со свободными ассоциациями по рисункам. Обсуждение поведения и мотива персонажей, является прямой параллелью ценностей и поведения человека. 
Работая в сказкотерапии, с метафорой волшебной сказки, клиент в паре с психологом, тоже совершает «волшебное» превращение. И это позволяет разрешить свои проблемы, делая внутренний мир более богатым и красочным, гибко и эффективно взаимодействуя в мире внешнем. 
Я вам сегодня  расскажу сказку, прислушайтесь внимательно к ее смыслу, возможно, вы найдете в ней ответы на свои вопросы.
Сказка песков
Сказка дервишей
Начав путь от источника в далеких горах, речка миновала разнообразнейшие виды и ландшафты сельской местности и достигла наконец песков пустыни. Она попыталась было одолеть эту преграду, подобно тому, как преодолевала все другие, но вскоре убедилась, что, по мере продвижения вглубь песков, воды в ней остается все меньше и меньше.
Не было никакого сомнения, что путь ее лежит через пустыню; тем не менее, положение казалось безвыходным. Но вдруг таинственный голос, как будто исходящий из самой пустыни, прошептал ей: "Ветер пересекает пустыню, и река может пересечь ее тем же путем". 
Река возразила, что она лишь мечется в песках и лишь впитывается ими, ветер же может летать; именно поэтому ему ничего не стоит пересечь пустыню. 
  – Тебе не перебраться через пустыню привычными, испытанными способами – ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото. Ты должна отдаться на волю ветра; он доставит тебя к месту твоего назначения. 
– Но как, же это возможно? 
– Это возможно только в том случае, если ты позволишь ветру поглотить себя. 
 Нет, такое предложение было неприемлемым для реки: никто и никогда не поглощал ее. И вообще, она не собиралась терять свою индивидуальность. Ведь, раз потеряв ее, как она сможет вернуть ее снова?
– Ветер, – продолжал песок, – именно тем и занимается, что подхватывает воду, проносит ее над пустыней и затем дает ей упасть вновь. Падая в виде дождя, вода опять становится рекой. 
– Но как я могу проверить это? 
  – Это так, и если ты не поверишь этому, ты не сможешь стать ничем иным, кроме затхлой лужи, и даже на это уйдут многие и многие годы; а ведь быть лужей, согласись, далеко не то же самое, что быть рекой. 
– Но как я смогу остаться той, же самой рекой, что и сегодня? 
– Ты не сможешь остаться прежней ни в том, ни в другом случае, – отвечал шепот. – Переноситься и вновь становиться рекой – это твоя сущность. 
Ты принимаешь за саму себя свою теперешнюю форму существования, потому что не знаешь, какая часть в тебе является сущностной. 
Тут какой-то отклик шевельнулся в мыслях реки в ответ на эти слова. Смутно припомнилось ей состояние, в котором то ли она, то ли какая-то ее часть – но в действительности ли это было?.. – уже находилась в объятиях ветра.
 Она вспомнила также – да и вспомнила ли? – что эта, хоть и не очевидная вещь, вполне реальна, выполнима. 

И речка воспарила в дружелюбные объятия ветра, который легко и нежно подхватил ее и умчал далеко-далеко, за много миль, где, достигнув горной вершины, осторожно опустил ее вниз. А так как у реки, все же, были сомнения, она запомнила и запечатлела в уме подробности этого опыта более обстоятельно. 
 – Да, вот теперь я познала свою истинную сущность, – так размышляла река.
Река познавала, а пески шептали: "Мы-то знаем; ведь день за днем это происходит на наших глазах, потому что из нас, песков, и состоит весь путь – от берегов до самой до горы".
Вот потому-то и говорят, что путь, которым потоку жизни суждено продлиться в своем странствии, осуществляя непрерывность, записан на песке.
Намек дервишей:

…Переноситься и вновь становиться рекой – это твоя сущность.
Каждый имеет свое личное предназначение, которому должен следовать по жизни, выражать себя, изменяться и расти в нем.

 Намек дервишей:
…она запомнила и запечатлела в уме подробности этого опыта более обстоятельно.

Только проживая жизнь во всей полноте чувств и эмоций, мы получаем новый опыт, который становится частью нас самих. Новый опыт – это всегда продвижение вперед, это течение в потоке жизни.

Намек дервишей:
Река познавала, а пески шептали…

Следуя по пути личного роста, мы взаимодействуем с другими, которые помогают нам в жизненном путешествии. В одиночку двигаться трудно. В одиночку хочется постоять и сохранить себя от нового.
 
Постоянно противиться потоку жизни – это значит делать себя несчастным и зависеть от других, от обстоятельств.  Застой ведет к безрадостной жизни. Вдохновение покидает тех, кто противостоит любым новым дуновениям ветра. Сопротивляясь могущественному жизненному потоку, мы испытываем колоссальное давлением и угнетение.
Когда же приходит неимоверная  усталость  от своего сопротивления переменам, легче рискнуть и поплыть вместе с потоком. Расслабляясь, мы погружаемся в  воды изменений, которые быстро и безопасно подхватывают нас и несут вперед к неизвестному, интересному и новому. Цепляясь за роли и привычные формы поведения, мы можем и дальше упираться уже в потоке бушующем, а можем довериться мудрости жизни и поплыть…

И это все принадлежит одному процессу  - развития и роста.
Нельзя остаться в старом «обличии» и расти одновременно.
Рост – это всегда открытость к изменениям, разрушение прошлого и рождение нового. Умение измениться, когда это нужно, – признак внутренней силы. Если хочется иметь достижение, то следуйте за изменениями, которые приплывают к нам, чтобы остаться.
Разве можно не согласиться, что «сказка ложь, да в ней намек»?
Главное научиться читать между строк и понимать тот намек, который спрятан в сказке автором.

Всем удачного попутного ветра в потоке жизненных изменений!
Берсенёва Ю..В.

Дата: 7.9.2011 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот