+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

    Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутри- семейных, а также детско-родительских отношений.
     Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
 
     Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.
 
 В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:
- реальное взаимодействие родителя с ребенком;
- отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии;
- отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя.
   
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов:
1. Особенности личности родителей и форм их поведения.
2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.
3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.
4. Диапозон средств воспитательного воздействия.
5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.
6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.
 
 В своем многолетнем исследовании М.Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения.
Типичные профили родительского отношения, влияющие
на социальную адаптированность ребенка
   
Группа семей 
Благоприятные
Подгруппа
Понимающие
Характеристика профиля
родительского отношения
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка , каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях.
Группа семей 
Благоприятные
Подгруппа
Покровительствующие
Характеристика профиля
родительского отношения
Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной.
Группа семей 
Благоприятные
Подгруппа
Безразличные
Характеристика профиля
родительского отношения
Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе
Группа семей 
Неблагоприятные
Подгруппа
Подавляющие
Характеристика профиля
родительского отношения
Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидных характер.
Группа семей 
Неблагоприятные
Подгруппа
Тревожные
Характеристика профиля
родительского отношения
Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью.
Группа семей 
Неблагоприятные
Подгруппа
Отстраненные
Характеристика профиля
родительского отношения
Родительская позиция крайне регидна. Полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему.
Группа семей 
Неблагоприятные
Подгруппа
Отвергающие
Характеристика профиля
родительского отношения
Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание. Замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено неярко, преобладает элемент отвержение. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представление о ребенке достаточно адекватны.
  
 Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боули на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:
- когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;
- когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;
- когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;
- когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;
- когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.
   В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
   «Семья-санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате -чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности. Раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста. Повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
   «Семья-крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях. Что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья-крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
   «Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими
   Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапозон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД-это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающиеся нанесением физической, психической и нравственной травм».
  
 Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада и становятся предметом внимания педагогов и психологов.
   Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа. Работа психолога в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям.
   Основными декларируемыми родителями на консультативных встречах, были проблемы, связанные, в основном, с трудностями в обучении, умственным недоразвитием, с точки зрения родителей, детей-дошкольников. Другую группу консультативных запросов составили жалобы родителей на упрямство, негативизм, капризы и непослушание детей. Анализ показал, что большая часть данных претензий является необоснованной и свидетельствует о психологической некомпетентности родителей. Многие родители, например, сталкиваясь с характерными психологическими особенностями детей 3-4 лет, склонны считать их проявлением своенравия и непослушания. Частично претензии можно связать с неблагоприятными личностными особенностями самих родителей и выбранными им моделями воспитания. Такие родители часто характеризуются излишней требовательностью, принципиальностью, нетерпимостью, завышенным уровнем претензий в отношении близких эмоциональных связей со своими детьми, выдвигают большое количество моральных предписаний и требований к ребенку. Осуществляя консультативный прием, психологу необходимо уметь классифицировать запросы родителей, разглядеть истинные мотивы обращения.
   Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъективных условиях жизнедеятельности семья. К этим условиям относят ценностные ориентации, установки и ожидания супругов. 
Кроме того выделены три группы семейно-необходимых качеств.
Во-первых, это потребности, обуславливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудности и решать в ней возникающие проблемы. К ним относятся: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений.
Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей. 
В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного момента целям будущего. Совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов помогают ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы.
   Начинать нужно с момента поступления ребенка в детский сад. В процессе первых консультаций и сбора информации о ребенке психолог имеет хорошую возможность для налаживания перспективных контактов с родителями. Ему необходимо раскрыть аспекты своей работы и рассказать о случаях, в которых родители могут обратиться за помощью.
   Построение позитивного взаимодействия с воспитателями групп также будет способствовать повышению количества обращений к психологу. В непосредственных беседах в случае возникновения затруднений педагоги могут посоветовать родителям обратиться за профессиональной  помощью к психологу.
   При осуществлении непосредственного консультативного приема психолог должен собрать и проанализировать информацию об особенностях взаимоотношений родителей и детей. Для этого в его арсенале должны быть различные диагностические средства.
   В зависимости от результатов диагностического обследования родителей и детей, а также особенностей детско-родительских отношений и будет складываться дальнейшее направление взаимодействия психолога и семьи проблемного ребенка. Следующим шагом может быть просвещение родителей относительно особенностей их ребенка. Но важно также обратить внимание родителей на тот факт, что многие нарушения и деформации в личностной сфере ребенка являются следствием дисгармоничных семейных отношений как между самими родителями, так и между родителями и детьми.
Кроме того, родители должны знать, что на детей-дошкольников травмирующее воздействие могут оказывать некоторые ситуации:
1. Связанные с утратой или отсутствием чувства защищенности (жестокость или эмоциональное отвержение в семье, развод, гиперопека, появление нового члена семьи).
2. Вызывающие беззащитность из-за отрыва от семьи (посещение детского сада, госпитализация).
   Развитие детей, подвергшихся патологическому влиянию таких ситуаций, может быть деформировано. Это повлечет за собой (при отсутствии своевременной помощи) непоправимые последствия, затрагивающие глубина механизмы личностного развития ребенка.
   Таким образом, с помощью психологического просвещения родители должны понять, что наряду с биологическими (наследственность, травмы и т.д.), на ребенка негативное влияние могут оказывать социально-психологические факторы, не последнее место среди которых занимает нарушение стиля воспитания и детско-родительских отношений. В случае наличия таковых ситуацию может исправить обучение родителей взаимодействию с ребенком на основе его поддержки. А.Д. Андреева определяет поддержку как веру в ребенка, в его силы, в положительное начало в нем. Родители должны способствовать способствовать развитию такой веры в самом ребенке. Важно, чтобы они сосредоточились не на том, как помочь ему избежать трудностей, встречающихся в жизни, а на обучении детей вере в себя, умению находить адекватные, ориентированные на нравственные ценности способы взаимодействия с окружающим миром. Такое обучение должно основываться на принятии мысли о несовершенстве человека, о том, что каждый имеет право на ошибку. Формирование такой позитивной установки оказывает общеоздоровительное воздействие на личность и поведение ребенка в целом.
Можно порекомендовать действовать следующим образом:
1. На первых порах целенаправленно создавать ситуации успеха, с помощью которых ребенок сможет поверить в себя.
2. В разговорах с ребенком делать акцент на его сильных сторонах, а не на прошлых ошибках.
3. Вербально и невербально давать ребенку понять, что вы цените его усилия, а в случае необходимости поможет ему.
4. Позволить ребенку быть самостоятельным.
5. При необходимости критически и с юмором оценивать и свои способности, не бояться говорить об этом ребенку.


Сосновая О.В.
Педагог- психолог ЦПМС сопровождения


Дата: 14.2.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот