+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
Цель: с помощью применения индивидуального подхода к учащемуся при подготовке к ЕГЭ, снизить риск дезадаптивного поведения.
Задачи:
1. Расширить знания преподавателей школы по вопросам темперамента личности.
2. Разработать рекомендации для преподавателей по подготовке к выпускным экзаменам с учетом индивидуально-типологических особенностей и ведущего типа темперамента личности учащегося.

   Добрый день, уважаемые коллеги.  Тема нашего сегодняшнего педсовета: «Профилактика дезадаптивного поведения учащихся выпускных классов при подготовке к ЕГЭ»
  Единый государственный экзамен – это острая, животрепещущая тема, которая волнует и  старшеклассников, и их родителей, и педагогов. Без сомнения, ЕГЭ имеет множество положительных сторон: возможность поступления в различные престижные вузы страны, выравнивание стартовых возможностей выпускников, объективность оценки знаний, уменьшение нагрузки за счет объединения выпускных и вступительных экзаменов…  И все же от волнений, опасений и сомнений никуда не уйти. Многие преподаватели считают, что проблема ЕГЭ – это проблема  прежде всего психологическая. Но ведь психологическая проблема, это тоже проблема и ее нужно решать.  Я думаю, что многие из Вас и ни один раз сталкивались с ситуацией когда, дети сдают наиболее сложный для себя предмет на отлично, а предмет который никогда не вызывал у них затруднений  и в знаниях по которому  они и преподаватель были абсолютно уверенны  на удовлетворительно. 
  Анализируя ситуацию в целом,  я выявила несколько особенностей: некоторые дети показали максимальный результат, на который были способны (выше собственных ожиданий, годовых оценок и ожиданий учителя либо на их пределе), другие сдали экзамен явно ниже своих способностей, не смотря на то, что, вроде бы, добросовестно готовились.  С чем это связано? Почему  зачастую выпускники не могут справиться с эмоциями и не ответить  на элементарные вопросы теста, которые в обычной антистрессовой обстановке никогда не вызывали у них  затруднений.     Я задумалась: может быть виной всему  темперамент? И школьников с разным темпераментом нужно по-разному готовить к ЕГЭ?
  Прежде чем, давать конкретные рекомендации по подготовке к ЕГЭ  и ГИА учеников – представителей различных типов темпераментов, я бы хотела немного поговорить непосредственно о темпераменте  и его особенностях.
Темперамент (лат. temperamenty) -  соразмерность, «соотношение частей»; это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. 
Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа, который считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает:

если преобладает кровь («сангвис» по латыни), то темперамент сангвистический, т.е. энергичный, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности неудачи.
если преобладает желчь («холе»), то темперамент холерический - раздражительный, возбудимый, несдержанный, с быстрой сменной настроения.
если преобладает слизь («флегма»), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный, с трудом переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям.
если преобладает черная желчь («меланхоле»), то это меланхолик - болезненно застенчивый и впечатлительный, склонный к грусти, робости, замкнутости, быстро утомляется. 

  Если  говорить о основные характерологических чертах личности, присущих представителям того или иного темперамента, а также о позитивных и негативных чертах каждого типа темперамента, то мы получим следующее: 

Сангвиник - человек с уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой реакцией, жизнерадостен, характеризуется высокой сопротивляемостью к трудностям жизни, адаптивностью к ситуации. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. Обладает повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств. Ему присущи гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. 
           Позитивные черты                                                                                             Негативные черты
Высокая  адаптивность, приспособляемость                                                              Тяготится  однообразием
Общительность                                                                                                      Недостаточная глубина 
Высокая стрессоустойчивость                                                                           Недостаточная  настойчивость
Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности                Деятелен только при наличии интересного дела
Уравновешенность.                                                                                                  Недостаточно усидчив
Жизнерадостность
Гибкость ума

  Холерик - неуравновешенный, отличается повышенной возбудимостью (чем резко отличается от сангвиника). Быстрый, страстный, целеустремленный, инициативный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. Самой природой они предназначены быть воинами, первопроходцами, исследователями, лидерами. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам. Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обуславливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к проявлению невротических срывов. На внешние раздражители реагирует  очень быстро, часто необдуманно, несдержанно. Замедленный и спокойный темп работы холерикам несвойствен. 
               Позитивные черты                                                                                              Негативные черты
Высокая  активность, энергичность                                                                            Вспыльчивость, обидчивость
Инициативность                                                                                                             Неустойчивость  в поведении
Решительность                                                                                                      Цикличность  в работе и настроении
Целеустремленность                                                                                                              Торопливость    
Познавательная активность.                                                                               Негативно реагирует на критику
Уверенность.                                                                                                                    Раздражительность 
Увлеченность делом.    
                                                                                                                                           Высокая утомляемость 
 
Меланхолик - человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, ранимостью. Замкнут, тревожен, неуверен в себе, нерешителен, трудно сближается с людьми. Стремиться быть в «тени». Отличается  повышенной утомляемостью. Болезненно и долго переживает неудачи. Боится перемен. Любит налаженный ритм деятельности. Осторожен и предусмотрителен в принятии решений.
  Позитивные черты                                                                                                    Негативные черты
Высокая чувствительность                                                                                    Ранимость, мнительность
Осторожность                                                                                                          Низкая активность 
Склонность к творчеству                                                                                    Замкнутость, неуверенность
Внимательный собеседник                                                                                   Пасует перед трудностями
Исполнительность                                                                                    Зависимость от внешних раздражителей 
                                                                                                                        Склонность к депрессии
 
  Флегматик - человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Медлительный, терпеливый, миролюбивый, стабильный. Ему природой предназначено быть создателем, хранителем, опорой жизни. При больших неприятностях остается спокойным. Он с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивается. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Упорен и настойчив в достижении намеченной цели. Старательно и пунктуально выполняет задания в среднем темпе. Усидчив, умеет долго сохранять значительное напряжение.
        Позитивные черты                                                                                                        Негативные черты
Высокая работоспособность                                                                                                        Лень 
Настойчивость                                                                                                                          Инертность 
Стрессоустойчивость                                                                                                      Медлительность 
Уравновешенность                                                                           Требуется время для переключения внимания 
Самообладание, терпение
Усидчивость

  Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами ГИА за 9-й класс и типами темперамента личности мною было проведено тестирование  учащихся 10 «А» класса по методике Г. Айзенка  «Каков ваш темперамент?» Я не случайно проводила свои исследования именно с учащимися 10 класса. Это дети, которые уже сдавали ГИА в прошлом году и им придется сдавать ЕГЭ в следующем.  И вот, что у меня получилось: 33% интровертов, 66% - экстравертов. Эмоционально устойчивы – 60%, неустойчивы – 40%. Распределение по ведущему типу темперамента:  холериков – 26%, сангвиников – 37%, флегматиков – 20%, меланхоликов – 14%.
Можно предположить, что наибольшие трудности ждут на ЕГЭ представителей неуравновешенного, эмоционально-неустойчивого темперамента – меланхоликов и холериков.
Чтобы подтвердить либо опровергнуть это предположение, мной было проведено соответствие между результатами экзамена по новой форме за 9 класс и ведущим типом темперамента. 

4-е из девяти учащихся  класса, имеющие ярко выраженный темперамент холерика,  сдали экзамен ниже своих возможностей. 2-е в соответствии со своими возможностями и 3-е учащихся,  выше своих возможностей.
Из 5-и человек с темпераментом меланхолика 2 человека сдали экзамен ниже годовой оценки, 2 человека – в соответствии с годовой оценкой и 1 учащийся – выше годовой отметки. 
Из 7-и человек с темпераментом флегматика 4 человека сдали экзамен в соответствии с годовой оценкой, 1 человека – выше, чем итоговая оценка, 2 человека – ниже годовой отметки. 
Из 14 сангвиников 1 человек  сдал экзамен ниже своих возможностей, 5 – в соответствии со своими возможностями, 9 человек – выше, чем итоговые оценки по предмету. 
  Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ЕГЭ, тогда как холерики и меланхолики запрограммированы на неуспех. Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может нивелировать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента. 
Исходя из результатов исследования проведенного выше мною были составлены рекомендаций по подготовке к ЕГЭ  с учетом индивидуальных особенностей и ведущего темперамента личности учащихся.  


Темперамент- Сангвиник
Слабые стороны темперамента :Потребность в поощрении, общественном признании.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:  Опора на то, что лучшее общественное признание – высокий рейтинг по результатам ЕГЭ. Использование таких средств педагогического воздействия, как легкая ирония, остроумие. 
Слабые стороны темперамента:Тяготится однообразием, рутинностью.Задача учителя - нацелить на преодоление рутинности.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:Показать, что ЕГЭ может быть интересным (прояви терпение в части А, а потом получи удовольствие от выполнения частей Б и С). Учить не отступать перед трудностями, даже если не интересно. 
Слабые стороны темперамента: Стремление к частой смене видов деятельности.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: При подготовке можно применять различные роли: консультанта, помощника учителя и т.д. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера.
Слабые стороны темперамента: Некоторая беспечность.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Упражнения, развивающие терпение, требующие сосредоточенности, кропотливости. Воспитание ответственности за результат. 
Слабые стороны темперамента:Недостаточная аккуратность.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:При проверке работ обращать внимание на качество оформления, настаивать на переделывании небрежной работы. Не допускать снисходительность к небрежности. 
                                                                                    Темперамент- Холерик
Слабые стороны темперамента: Повышенная возбудимость, неуравновешенность.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Тренинг  по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Учение без мучения». Спокойное предъявление требований, без уговоров. Уместны шутки, юмор. Больше тренировочных упражнений. Учить не обращать внимание на внешние раздражители. 
Слабые стороны темперамента:Цикличность деятельности (напор – спад).
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:Применение энергетических и релаксационных пауз (научить использовать их самостоятельно). Режим труда и отдыха. 
Слабые стороны темперамента: Торопливость
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:  Развивать умение планировать свою деятельность, сделать акцент на навыках самоконтроля. Преодолевать стремление отвечать на вопросы невпопад – тесты с несколькими вариантами ответов. Учить сосредотачиваться на конкретном задании, отвлекаясь от остальных. 
                 
                                                                                        Темперамент-  Флегматик
Слабые стороны темперамента: Медлительность.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:  Тренинг  по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Быль о поисках времени». Учить работать в постоянном темпе, развивать навык контроля времени. Не проявлять недовольство его нерасторопностью. 
Слабые стороны темперамента: Лень. 
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Режим дня. Мотивация успехом. 
Слабые стороны темперамента: Сложность переключения. 
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:Учить пропускать задания, переключаясь на следующее. Вооружить всеми возможными способами действий. 
                                                                                          Темперамент-  Меланхолик
Слабые стороны темперамента: Ранимость психики Недопустимость резкого тона, невнимательности к душевным переживаниям.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Дополнительные беседы накануне экзамена, чтобы избежать срыва. 
Слабые стороны темперамента: Повышенная утомляемость
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ:  Щадящий режим и принцип постепенности. Приемы релаксации. Комфортное место для занятий. 
Слабые стороны темперамента: Неуверенность в себе.
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Тренинг  по формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки к ЕГЭ «Путь к вершине». Приемы повышения самооценки. Развитие самоконтроля учебных действий.  Больше тренировок для минимизации волнения. 
Слабые стороны темперамента: Боязнь нового
Педагогические средства воздействия при подготовке к ЕГЭ: Использовать упражнения, позволяющие отвлечься от внешних раздражителей, снижающие тревожность. 


     Уважаемые коллеги, я очень надеюсь на то, что мне удалось представить вам неопровержимые доказательства того, что каждый ученик требует к себе индивидуального подхода и от того на сколько мы сможем найти этот индивидуальный подход будет  во многом  зависеть успешность и степень адаптации ребенка к обучению.  Именно поэтому система подготовки к ЕГЭ учащихся, имеющих различный темперамент, должна строиться с учетом их особенностей, что будет способствовать повышению  результата. 

Педагог-психолог  МОБУ СОШ №4 г.Лабинска
Астахова С.П.

Дата: 30.3.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот