+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
    Ребенок существо coциальное, общаясь в коллективе, начиная сравнивать ceбя с другими, заикающиеся дети, все чаще задумывается о своей пpoблеме.
    При этом мысли приходят ему в голову далеко не самые вecелые: «Я не такой, как вce! Почему я так говopю? За что меня дразнят?» Пребывание в общecтве абcoлютно не приносит удовольствия, появляются застенчивость и тревога, замешательство и страхи. Формируется шиpoко извecтный и «любимый психологами» комплекс неполноценности. С течением времени, заикающийся малыш вынужденно уменьшает свою речевую активность, специально или безотчетно, избегая ситуаций общения, котopые могут вызвать речевые спазмы.  
    Пecочница на улице, детский сад, школа, другие детские «туcoвки» вызывают страхи и тревоги, находясь среди сверстников, чтобы скрыть заикание, ребенок переходит в «режим молчания» или не хочет общаться вообще. Как правило, шаг за шагом ребенок, сам того не coзнавая, создает множество приемов и хитростей для смягчения своих речевых трудностей. При этом, во время речи появляются звуки или слова-паразиты, тики, навязчивые движения и др.
Со временем проявляются личностные изменения ребенка. Дети с заиканием переживают по поводу своей речи, могут отказываться от общения даже с близкими людьми. И в дальнейшем, у подростков такая речевая патология может даже затруднить выбор профессии. Не говоря уже о том, что заикание снижает самооценку ребенка. Хотя нередко переживания не всегда адекватны тяжести заикания.
Не зря логопеды считают, что при заикании страдает не речь, а личность человека в целом. 
Еще один важный признак заикания – так называемые логофобии. Страх, боязнь речи и ситуации, в которой заикание может возникнуть, например, ответ на уроке перед всем классом, обращение с просьбой к незнакомому человеку на улице. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи, беспокоится о том, какое впечатление произведёт на окружающих, боится запнуться. 
     При возникновении логофобии у человека постепенно ограничивается зона комфорта. Это, в свою очередь, является фактором возникновения психоэмоционального напряжения, которое может как усиливать заикание, саму логофобию, так и вызывать другие расстройства невротического круга.
Как правило, логофобия развивается в следующем порядке:

Страх при говорении (неспосредственно в ситуации речи); 
Страх при приближении ситуации (ожидание неудачи); 
Страх при мысли о ситуации (возможно, ситуации и не будет, но страх уже есть).

Место логофобии в клинической картине заикания.
    При лечении заикания терапия должна осуществляться в двух направлениях:
Нормализация темпа, ритма и плавности речи, уменьшение речевых судорог. Это работа с логопедом-дефектологом — над функционированием артикуляционного, голосового, дыхательного аппарата. При необходимости (как правило, при неврозоподобной форме) — сопровождение врача-невролога.
Гармонизация психоэмоционального фона, избавление от иррационального страха говорения. Это преимущественно психологическая часть работы, поэтому ее осуществляет квалифицированный медицинский психолог или врач-психотерапевт.
Работа специалистов по лечению заикания
Логопед:  - Снимает судороги гортани, губ, языка диафрагмы, грудных и брюшных мышц;
- Формирует фазовую речь (т.е.ликвидирует рассогласование между скоростью мышления и говорения);
-  Налаживает синхронизацию речи.
Психолог:  - Работает с сочетанием заикания с неврозом на фоне стрессовых ситуаций;
 - Снимает логофобию и страх перед насмешками над речью;
 - Налаживает процесс коммуникации.
Психиатр:  - Лечит органическое поражение мозга;
-  Лечит функциональное расстройство ЦНС.

Каждый случай по-своему уникален, не похож на другие, и тут невозможно найти универсальное лекарство. Как сказал один великий философ: «Главное — не вылечить, а не навредить!»
Прежде чем браться за работу, нужно помнить одно важное правило — не родитель или учитель должны обратиться за помощью к психологу, а ребенок сам должен захотеть вылечить заикание, внутренне подготовиться, мобилизовать силы на борьбу с болезнью. Сколько бы вы ни старались, но без этого маленького условия ваши усилия будут напрасными. Излечение заикания только на 30% зависит от квалификации специалиста и на 70% – от желания пациента. 
Правда, ребенок не всегда осознает всю серьезность собственных проблем. Такое бывает, когда он слишком мал (2–6 лет) или стал заикаться совсем недавно. Ребенок еще не жалуется на страх, но уже испытывает дискомфорт, капризничает, беспокойно спит. В подобных случаях не следует акцентировать его внимание на трудностях речи. В противном случае ребенка можно запугать.
Приступаем к терапии.

1. Настроить ребенка, что работают не только специалисты, но и он сам ("Не жди от меня готовых рецептов, ты их не получишь. Здесь ты будешь только осваивать приемы, но отрабатывать их будешь самостоятельно. Я не стану подгонять тебя и постоянно контролировать. По полученным результатам я увижу, сколько времени и сил ты потратил.)
2. заикающегося необходимо научить технике релаксации - это поможет ему избавиться от накопившегося внутреннего негатива, плохого настроения, обид и сомнительных мыслей, что в свою очередь помогает ребенку легко воспринимать и усваивать новый материал, радоваться жизни, быстро забывать неудачи.
3. После релаксации с ребенком нужно выполнить упражнения на напряжение и расслабление всех мышц тела, особенно лицевые и шейные мышцы. Научившись по собственному желанию напрягать и расслаблять мышцы, ребенок сможет снять нервное возбуждение в сложной для него ситуации. Например, глубоко вдохнув и выдохнув, понять, какие мышцы у него напряжены, и расслабить их.
4. Осталось напомнить правила речи:
      - прежде чем сказать - подумай;
      - говорить нужно только на выдохе и в спокойном темпе;
      - делать паузы и смысловые удаения;
      - смотреть на собеседника.
5. И последнее - заикающемуся ребенку, подростку необходимо объяснить, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях: "разволновался — возьми «тайм-аут», спроси, чем вызвал неодобрение, если виноват, попроси прощения, используй юмор..."
Огромное значение для заикающихся детей и подростков имеют психотерапевтические беседы. Темы могут быть разными.
Лечение заикания — это только начало большого пути по исправлению себя.
Конечно, полностью преодолеть заикание возможно только в том случае, если работа проводится комплексно, то есть включает в себя: 
1. медикаментозное лечение. 
2. физиотерапию (лечебный сон, лечебные ванны и т.д.). 
3. психотерапевтическое воздействие 
4. логопедическая помощь 

Учитель -логопед ЦПМС сопровождения 
Татаринцева Надежда Геннадьевна
Дата: 16.4.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот