+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
          Афазия - потеря способности говорить вследствие повреждения речевых зон головного мозга.
Афазия бывает вызвана повреждением одной или нескольких областей мозга, отвечающих за речь. При афазии больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или заболевания, вызванного инфекцией, по крайней мере частично нарушает функцию речи.
Нарушения речи могут принимать разные формы. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). Дизартрия - это неспособность четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата.
При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь - это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.
У людей с афазией Брока повреждена лобная доля головного мозга. Эти люди часто говорят короткими фразами, которые произносят с большим усилием. Афазия Брока является непреходящей афазией. Пострадавшие люди часто опускать небольшие слова, такие как "это", "а" и "." Смысл "," Например, человек с афазией Брока можно сказать, "Прогулка собаки» вместо: « Я возьму собаку на прогулку». то же самое предложение может также означать "Вы берете собаку на прогулку", или "собака вышла из двора," в зависимости от обстоятельств. Люди с афазией Брока способны понимать речь других людей в разной степени. Из-за этого они часто знают о своих трудностях и могут легко разочаровываться своими проблемами с речью. Люди с афазией Брока часто имеют слабость правой стороны тела или паралич рук и ног, потому что лобная доля мозга также имеет большое значение для координации движений тела.
Третий тип афазии- глобальная афазия, полученная в результате повреждений обширных областей мозга, отвечающих за речь. Лица с глобальной афазией имеют серьезные трудности общения, и могут быть весьма ограничены в своей способности говорить или понимать язык. 
Исследования в области афазии изучают новые способы оценки и лечения афазии, а также, стремятся достичь более глубокого понимания функций мозга.
В логопедической работе по преодолению афазии используются общие дидактические принципы обучения (наглядность, доступность, сознательность и т. п.), однако в связи с тем, что восстановление речевых функций отличается от формирующего обучения, что высшие корковые функции уже говорящего и пишущего человека организованы несколько иначе, чем у начинающего говорить ребенка (А. Р. Лурия, 1969, Л. С. Выготский, 1984), при разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:
К психологическим принципам относятся: принцип учета личности; принцип опоры на сохранные формы деятельности; принцип организации деятельности; принцип программированного обучения; принцип системного воздействия на дефект (не только на речь, но и на другие психические функции); принцип учета социальной природы человека.
Психолого-педагогические принципы следующие: принцип «от простого – к сложному»; принцип учета объема и степени разнообразия материала; принцип сложности вербального материала; принцип учета эмоциональной стороны материала. 
Основными задачами коррекционно-педагогической работы при афазии являются:
- преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова, восстановление чувства языка, преодоление инертности выбора слов, аграмматизма, восстановление структуры устного и письменного высказывания, преодоление алексии и аграфии;
- преодоление патологической инертности и восстановление динамической схемы произносимого слова. 
Цель обучения – восстановление устной речи, письма, чтения. Реализация данной цели возможна при решении следующих задач: 1) общее растормаживание речи; 2) преодоление персевераций, эхолалий; 3) восстановление общей психической и вербальной активности.
Выделено две стадии обучения (Л. С. Цветкова). 
Задача первой стадии – восстановление способности активного выделения, сопряженно-отраженного повторения слов и произнесения слова или ряда слов из упроченных автоматизированных речевых рядов. Цель – снятие персевераций, эхолалий, растормаживание речи. Главное в том, чтобы перевести речь на произвольный уровень, то есть восстановить осознание своей речи и произвольное говорение. В последующем необходимо переключить сознание с произносительной стороны речи на ее смысловую сторону. 
Вторая стадия обучения имеет основную задачу – актуализация глагольных форм речи. 
Динамика восстановления нарушенных речевых функций зависит от места и объема очага поражения, от формы афазии, сроков начала восстановительного обучения и преморбидного уровня больного.
Продолжительность логопедических занятий с больными при всех формах афазии составляет два-три года систематических (в стационаре и амбулаторно) занятий. Однако нельзя информировать больного о столь долгом сроке восстановления функций речи.
Для всех пациентов без исключения очень важна помощь и поддержка семьи и друзей. При помощи и участии близких, реабилитация даёт значительно больший результат и повышает шансы больного на возвращение к полноценной жизни. После того, как пройден период интенсивной реабилитации, для выздоравливающего очень важно принимать участие в жизни семьи. Для пациентов 45 и более лет, которые получили не значительные повреждения, очень важна возможность вернуться к трудовой деятельности.

Членам семьи, рекомендуется:
 - Упрощение языка с помощью коротких, несложных предложений.
 - Повторяйте содержание слова или записывайте ключевые слова, чтобы разъяснить их смысл по мере необходимости. 
- Поддерживайте разговор , который является естественным для взрослых. 
- Исключите отвлекающие факторы, такие как громкий звук радио, когда это возможно. 
- Включайте человека с афазией в разговоры. 
- Поинтересуйтесь мнением человека с афазией и прислушайтесь к нему, особенно в отношении семейных дел. 
- Поощряйте любые виды коммуникаций, будь то слова, жеста, указывая, или рисунок. 
- Старайтесь не исправлять речь человека, страдающего от афазии. 
- Уделяйте достаточно времени для того, чтобы поговорить. 
- Помогайте людям, страдающим афазией, развивать активность вне дома. 
- Ищите поддержку людей перенесших инсульт. 


Учитель-логопед ЦПМС сопровождения 
Татаринцева Надежда Геннадьевна 

Дата: 16.4.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот