+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
    Нарушение голоса у детей и подростков оказывает существенное влияние на их общее и речевое развитие.
   Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящие распространенность заболеваний голосового аппарата весьма значительна, особенно у лиц речевых профессий.
   Причины расстройства голоса многообразны. К ним относятся заболевания гортани, носоглотки, легких; перенапряжение голоса;  снижения слуха; заболевание нервной системы; несоблюдения гигиены разговорного и певческого голоса и др.
   В механизме голосообразования принимают активное участие диаграмма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. 
   У детей младшего дошкольного возраста голосообразующий аппарат еще полностью не сформирован, поэтому не должны иметь место публичные выступления, требующие форсирования голоса в несвойственном ребенку диапазоне.
   Первоначальными признаками нарушения голоса могут быть легкая хрипота и быстрая его истощаемость, вызванные небольшим расстройством функции гортани. Однако, если данные отклонения вовремя не устранить, это приведет к стойким изменениям в гортани и, следовательно, утяжелит голосовой дефект.
   Большинство нарушений голоса является приобретениями в процессе развития детского организма и его речевой функции.
   Исключение составляет нарушения, связанные с врожденным дефектом твердого и мягкого неба и с нарушением слуха.
   Нарушения голоса могут быть самостоятельным дефектом или одним из компонентов речевого дефекта (дизартрия, ринолалия, нарушение речи при тугоухости и глухоте).

ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

   Нарушение голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы.
   Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.
   При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.   
   Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых.
   У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая, спастическая дисфония возникающая из за перенапряжении голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летним возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у детей с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.
Как правело, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдается хронический тонзиллит, аденойды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявится у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфункции могут тоже могут тоже способствовать негигиенические условия фонации – пыль, дым, шум в помещении и т.п.
   У детей появляются органические изменения в гортани – узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»).  Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет. Основная причина их появления – перезагрузка неокрепших голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду к этому нарушается фонационное дыхание – оно становится поверхностным, напряженным и слабым.   Голос характеризуется стойкой хрипатой функциональная афония.
   У детей может наблюдаться также и (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этом случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относятся также патологическая мутация голоса – физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.
   Ограничение нарушения голоса подразделяется на центральные и периферические.
   К центральным нарушениям относится афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией.
   К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, порезы мягкого неба, расщелины неба, рубцовый стеноз (сужение) гортани после заболевания или микрохирургической операции и ряд других причин.
   В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения.   При афонии ребенок говорит только шепотом, звук голоса не появляется даже при кашлевом толчке. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.
   Если подобные нарушения голоса возникают у ребенка в раннем возрасте, это приводит к значительным трудностям в речевом общении, к сужению социальных контактов.
   Страдает и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение.
   Характеры также соматическая и психическая астенизация (ослабленность), эмоциональные расстройства, нарушения саморегуляции.
   К периферическим нарушениям иногда относятся и расстройства голоса и у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью. 
   Различаются органические и функциональные афонии и дисфонии по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической карте гортани и степени восстановления голоса.

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

  Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.
   В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».
  Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;   
2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;
3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;
4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;
5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

•рациональная психотерапия;
•коррекция физиологического и фонационного дыхания;
•тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
•автоматизация восстановленной фонации.

  Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
   Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства.     Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голос, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.
  Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают «малые простуды», при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.
  Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения

Учитель -логопед 
Котлярова Татьяна Анатольевна
Дата: 15.5.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот