+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

  С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Логопед  поликлиники проводит обследование детей в детских садах в начале и конце учебного года. После осмотра ребенка логопед ставит в медицинскую карту диагноз:
 
-ЗРР (задержка речевого развития), 
-ОНР (общее недоразвитие речи I, II, III ур.), 
-дислалия, 
-стёртая дизартрия,
- заикание, 
-ринолалия и др..

Понятно одно — это проблемы с речью. Но какие? Откуда? И что с ними делать? Хочу подробно описать, чаще всего встречающиеся логопедические заключения:
 
ЗРР— задержка речевого развития
 
   В идеале к двум годам у ребёнка уже приличный словарный запас (от 100 до 300 слов), он активно строит предложения из двух–четырёх слов, употребляет прилагательные, наречия, рассказывает стихи, задаёт вопросы. С двух-, а тем более с трёхлетним ребёнком уже есть о чём поговорить! Но иногда ребёнок в два года практически не говорит предложениями, речевая активность его снижена, словарный запас ограничен звукоподражательными, лепетными словами. Иногда речь отсутствует вообще, либо словарный запас очень мал.

  Диагноз «задержка речевого развития» ставят малышам до трёх лет.  Кроме социальных причин такой задержки (с детьми просто никто не общается столько, сколько это необходимо для полноценного развития), причины могут быть и соматические.

Ребёнок может какое-то время отставать в речевом развитии, если у матери было неблагоприятное течение беременности или родов (например, гипоксия или асфиксия плода, стремительные или затяжные роды). Если в первые годы жизни малыш часто болел, имеет сниженный иммунитет или хроническое заболевание, значительно отстаёт от сверстников по росту, весу, показателям моторного развития — он тоже попадает в группу риска по ЗРР. Черепно-мозговые травмы и серьёзные интоксикации также влияют на развитие речи.

Если у ребёнка задержка речевого развития (ЗРР), следует посещать логопеда поликлиники  для наблюдений, ходить на развивающие занятия в консультативный пункт или лекотеку, поликлинику, службу ранней помощи. 
К сожалению, задержка речевого развития иногда является залогом речевых проблем и в более старшем возрасте, но даже в этом случае раннее начало занятий с ребёнком смягчит проявление речевых недостатков в будущем.
 
ОНР — общее недоразвитие речи
 
Общее недоразвитие речи может быть у любого ребёнка . В группе риска — дети с ослабленным здоровьем, наличием хронических заболеваний, со сниженным слухом, с неврологическим расстройствами. Если беременность матери была осложнена инфекциями, хронической гипоксией, роды протекали неблагоприятно — тоже есть предпосылки для речевого недоразвития.

Очень часто дети с ОНР начинают позже говорить — к трём, четырём, а в особо тяжёлых случаях и только к пяти годам. В целом, ОНР представляет собой нарушение всех компонентов речи — фонетики, грамматики, лексики: нарушена слоговая структура слов (ребёнок переставляет слоги, сокращает их), неправильно произносятся звуки. Дети с ОНР с трудом усваивают грамматические нормы языка, в старшем возрасте медленно осваивают навыки чтения, письма.

Общее недоразвитие речи бывает трёх уровней. ОНР I уровня ставят детям, у которых отсутствует связная речь, но они могут использовать в речи отдельные лепетные слова, звукоподражания. 
При ОНР II уровня словарь несколько больше, уже появляются общеупотребительные слова и фразы, хотя и сильно искажённые. 

Ребёнок с ОНР III уровня говорит полной фразой, но она аграмматична, его словарный запас маленький, встречаются слоговые нарушения, свободное общение затруднено.

Каждый логопед умеет работать с речевыми проблемами любой сложности. 
Но всё-таки 15 минут или даже получаса занятий в поликлинике для ребёнка с ОНР будет недостаточно. 
Для детей с ОНР существуют логопедические сады или логопедические группыв массовых детских садах. Поэтому, если логопед предлагает пройти специальную комиссию и получить направление в такую группу или сад, лучше не отказываться. В логопедическом саду ребёнка с речевыми проблемами лучше подготовят к школе.

Логопедические группы обычно комплектуются с пяти лет, в некоторых случаях с трёх-четырёх. Чтобы попасть в такую группу, надо пройти ПМПК — психолого-медицинскую педагогическую комиссию.  Логопед в поликлинике по результатам осмотра может направить ребёнка на ПМПК, а уж соответствуют ли проблемы профилю сада или нет, окончательно решает комиссия

   Заикание
Это нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Требуется длительная слаженная работа многих специалистов, чтобы справиться или уменьшить выраженность этого дефекта.
Вот классический анамнез ребёнка, который «вдруг» стал заикаться. Такой ребёнок имеет ослабленный иммунитет, поздно или, наоборот, слишком рано заговорил, имеет ослабленную нервную систему, находится под длительным воздействием каких-то негативных факторов (социальных или психологических). Чаще всего заикаться ребёнок начинает в возрасте от 3 до 5 лет.

Даже радостное событие может послужить тем камешком, который сдвинет лавину. Ребёнок чего-то очень ждёт, хочет — и вот это происходит, а нервная система не может справиться со шквалом положительных эмоций и ребёнок начинает заикаться. Неприятные события, любой стресс у впечатлительного ребёнка могут привести к заиканию.
Если такое произошло — не стоит откладывать визит к логопеду и невропатологу. В первые две недели (максимум месяц) заикание можно пресечь с помощью невропатолога, соблюдая рекомендации логопеда. Если же этоне удалось, начинается длительная работа. Детям с заиканием помогут в группе для заикающихся в логопедическом детском саду, направляет туда ПМПК.
 
Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
(информация для родителей)
 
Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь Ваш малыш слышал гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов… Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым. 
Причинами нарушения произношения могут быть также слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения). Чтобы проверить, не это ли является причиной Ваших проблем, расскажите ребенку «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как он будет выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале. 


Сказка о Веселом Язычке. 
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало. 

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице. 

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. 

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет. 

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка. [картинка]
Причиной того, что Ваш ребенок неправильно произносит некоторые звуки может быть также недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между с и ц, р и л. Как проверить состояние фонематического слуха у ребенка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

- Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в Эхо. Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй все в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной! 
Па-пя-па.
Ди-ди-ды… и т.п.
Мама мыла Милу мылом. Проверяется способность различать твердые и мягкие согласные. 
Бо-по-бо.
Ту-ду-ду.
Почка-бочка.
Год-кот.
Дочка-точка-дочка. Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные. 
Со-шо-со.
Ща-ча-ща.
Мишка-миска.
Крыса-крыша-крыса. Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные. 
Ра-ла.
Лу-ру-лу.
Рожки-ложки.
Лак-рак-лак. Проверяется способность различать звуки р и л. 

Если ребенок не может повторить правильно, из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приемом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать Вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак. 

Итак, Вы протестировали ребенка и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трех. Что делать дальше? Если Вашему ребенку уже исполнилось пять лет, быстренько хватайте его под мышку и бегите к ближайшему логопеду. Если ему нет еще четырех – не торопитесь, скорее всего, с возрастом все придет в норму. А если Вашему чаду от четырех до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения. 

Учитель начальных классов  МОБУ СОШ № 9 г Лабинска, 
учитель-дефектолог, учитель- логопед 
Володина Марина Александровна 

Дата: 9.11.2012 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот