+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Зёрнышко добра (занятие с детьми  с ОВЗ) опыт работы

Это было давно,
А быть может, недавно,
Может статься, сегодня,
Может, было вчера…
Впрочем, это неважно,
То, ребятушки, важно, чтобы сеяли сами люди зёрна добра.
В одном царстве-государстве, в детском саду «Солнышко» жили дружно девочки и мальчики. Но однажды прилетел в садик злой волшебник ПакостьПакостиевич и от злости чуть не лопнул, увидев как хорошо и дружно живут ребята. И наслал колдун на «Солнышко» горе-беду и стали ребята ругаться, жадничать и обижать друг друга. Стали обзываться обидными словами, толкаться, драться… Позабыли дети слова добрые, поступки хорошие. Радуется ПакостьПакостиевич тому, что натворил, потирает руки.
Прознала про это горе Фея Доброта и отправила на помощь своего помощника Гномика Добрушу. Приехал гномик в гости к ребятам в садик, а они как будто его не замечают. Продолжают ссориться, жадничать, кричать, взрослых не слушаться… А самое обидное, что не приветствуют гостя, не здороваются с гномиком, потому что разучились.
И придумал тогда Добруша как помочь ребятам. Он собрал детей и стал с ними играть.

Психолог приглашает детей встать в круг.

Упражнение 1. «Приветствие. Назови себя»
Дети представляют себя, назвав своё имя так, как им нравится, как им хотелось бы, чтобы их называли в группе другие ребята.
Упражнение 2. «Когда солнышко радуется»
Психолог просит закончить предложение:

  • Солнышко улыбается, когда…
  • Солнышко грустит, когда…
  • Солнышко плачет, когда…
  • Солнышко прячется, когда…

 

Упражнение 3. «Красный, жёлтый, голубой»
Дети становятся в круг и вытягивают руки вперёд со сложенными ладошками. Психолог вкладывает в ладошки детей небольшие цветные предметы или игрушки. После этого дети хором говорят: «красный, жёлтый, голубой, выбираем цвет любой…»
Те, у кого в ладошках цветные предметы, выбегают на середину круга и показывают всем свои цвета.
Психолог рассказывает легенду:
Давным–давно наша земля была пустынным и раскалённым небесным телом. На ней не было ни растительности, ни ни воды, ни прекрасных красок, которые украшают её. И вот однажды задумал Бог оживить землю. Рассыпал Он по всей земле несметное множество семян жизни и попросил солнышко согреть их своим теплом и светом, а воду напоить их живительной влагой. Солнышко принялось согревать землю, а вода поила живительной влагой, но семена не всходили. Вокруг них была только серая, однотонная земля, и они не хотели расти серыми. Тогда Бог повелел разноцветной радуге – дуге подняться над землёй и украсить её разными красками. С тех пор радуга – дуга появляется всякий раз, когда  светит сквозь дождик. Встаёт она над землёй и смотрит, красиво ли та украшена.
После этого каждый ребёнок называет свой цвет, а другие дети называют предметы этого цвета.
Упражнение 4. «Разноцветный букет»
Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя при этом свой выбор. Затем все букетики объединяются в один большой букет и устраивают хоровод цветов.
Упражнение 5. «Коллективный рисунок»
Восковыми мелками дети рисуют ответы на вопрос психолога «Что такое доброта?»
Злой волшебник увидел как веселятся дети, что  добро вновь вернулось в царство – государство «Солнышко» и его козни бесполезны, лопнул от злости как большой мыльный пузырь.

Игра с мыльными пузырями. Звучит весёлая музыка, психолог выдувает мыльные пузыри, а ребята пытаются их поймать. Они радуются, что злой волшебник лопнул и добро вновь вернулось в садик.

Упражнение 6. «Ритуал прощания»

 

Рекомендации для родителей и педагогов
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ.

За первые  6 – 7 лет ребёнок проходит гораздо больший путь, чем за всю свою остальную жизнь. То, что будет сформировано в эти годы, будет базой всей его жизни. Половое самосознание является такой же стороной жизни ребёнка, как и все остальные. Что же так пугает взрослых, когда ребёнок начинает интересоваться вопросами пола?
Необходимо помнить, что смысл, вкладываемый взрослыми и детьми в понятия пола, абсолютно различен. Для ребёнка – это осознание себя как личности, как человека, принадлежащего к тому или иному полу, отделение себя от окружающих. Детей интересует совсем другое и, самое главное, это абсолютно нормально.
Важным является факт, что половое воспитание неотъемлемо связано с нравственным. Родителю необходимо мягко объяснять ребёнку, что отличия пола – это очень лично и не надо выставлять на общее обозрение.
Дорогие родители! Для детей эта тема такая же, как и многие другие, поэтому спросить «Откуда берутся дети?» для ребёнка так же естественно, как спросить «Почему дует ветер?».
Родителей интересует, как относиться к сексуальным играм детей. Дети гораздо наблюдательнее, чем нам кажется. Они очень быстро составляют себе представление о роли каждого из родителей в семье, о лидере, о том, кого можно слушать , а кого не обязательно. От них нельзя скрыть и ещё одну сторону жизни – интимную. Тем более, что с развитием СМИ у ребёнка расширяется возможность доступа к такого рода информации. Но в сознании ребёнка эта информация обычно не приобретает эротического характера. Итак, по мере поступления информации начинаются сексуальные игры детей, чаще всего – фрагменты игры в семью. Иногда дети могут имитировать действия взрослых, изображая любую форму половой активности. Обнаружив такие игры, взрослые приходят в смятение. Но это не повод не для шуток, не для возмущения. Сексуальные игры у здорового ребёнка (подчёркиваем – у здорового) не вызывает полового возбуждения, и пока нет некорректного вмешательства взрослого, он играет неосознанно, воспринимая эту сторону жизни как вполне естественную и неотъемлемую. Однако, стоит взрослому начать расспрашивать, как всё было, выпытывать детали, стыдить – и восприятие ребёнка тут же меняется, он начинает понимать, что вступил в какую-то особую область, жгуче интересную и очень запретную. Помните, уважаемые родители! Детские сексуальные игры не приносят такого вреда, как наказания за них!
Ребёнку часто непонятен смысл наказания, но всегда остаётся ощущение, что если он поступил плохо, то его родители, которых он копировал, делают что-то недозволенное, грязное и непристойное. Это создаёт психологический барьер между ребёнком и родителями, может явиться основой для развития комплексов. Если не фиксировать внимание ребёнка, отвлечь его, чем то заинтересовать, игры эти проходят сами собой. Главное сразу понять, что детский онанизм  и взрослый – явления абсолютно разные. Часто проблема во взрослом, в отношении к этому. Проявляя испуг при виде занятий онанизмом, взрослый тем самым даёт понять ребёнку, что он занимается чем – то плохим, следовательно, он сам плохой.
Если онанизм носит скрытый  и несистематический характер, скорее всего – это игры, изучение своего тела. Другое дело, если ребёнок мастурбирует систематически, в присутствии окружающих. Это патологическая привычка. Патологичность определяется непроизвольным, навязчиво-болезненным характером. Основная психологическая причина – это эмоциональная холодность родителей, ощущение своей ненужности. В этом случае он начинает искать источник положительных эмоций, а наиболее доступный – его собственное тело. Опасна также и другая крайность, когда родители, не чувствуя границ, излишне ласковы с ребёнком. Причины детского онанизма:

  • Опрелости
  • Глисты
  • Тесная одежда
  • Пренебрежение или слишком тщательное соблюдение гигиенических норм
  • Шлепки или порка (прилив крови к генитальной области стимулируют возбуждение)
  • Эмоциональная холодность родителей
  • Подражание старшим детям

 Устранение вышеперечисленных причин – одно из главнейших условий предупреждения онанизма как патологической привычки. Кроме того родителям стоит помнить о следующих аспектах полового воспитания:

  • Помогать ребёнку в сознании его истинного полового «Я»
  • Подчёркивать в нужных ситуациях естественность физических отличий
  • Ни под каким предлогом не журить ребёнка его телесными отличиями от ребёнка другого пола
  • Не проповедовать бесполое воспитание и не перегибать палку
  • Не акцентировать внимание ребёнка на непристойности этой темы.

 

Как быть с наказаниями?
Полностью без них в воспитании ребёнка не обойтись – ему же нужно как – то дать понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Каким должно быть правильное наказание?
Главное – не навредить здоровью ребёнка – как физическому, так и психическому (не наказывайте прилюдно).
Наказание должно соответствовать конкретному проступку  и следовать непосредственно за ним. Наказывая за одно, не вспоминайте старых «грехов».
Следует порицать проступки малыша и не ставить под сомнение его собственную ценность.
Если ребёнок все делает наоборот
Как правило, делая всё наоборот, дети выражают свой протест против чего – либо. Проанализируйте семейную обстановку, свой стиль воспитания. Возможно, таким поведением ребёнок хочет что – то сказать, заявить о своих правах. Это может быть и возрастным кризисом. Наберитесь терпения и раз уж ребёнок делает всё наоборот, подыграйте ему (просите его не закрывать за собой двери, не снимать уличную одежду и т.п.)

Помните! Во всём должна быть «золотая середина»!

Педагог-психолог МОБУ ДОУ № 26 г Лабинска
Коваленко Алла Васильевна

 

 

Дата: 15.4.2013 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот