+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей. 

Коллективу нашего дошкольного учреждения в последнее время все чаще приходится сталкиваться с рядом негативных тенденций: молодые родители не стремятся зарегистрировать свои отношения, браки через короткое время распадаются и дети растут в неполной семье.

Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Столкнувшись с этой проблемой, и попытавшись вскрыть причины приведшие учреждение к такой ситуации, выяснилось, что не все родители откликаются на стремление педагогов к сотрудничеству, не проявляют интереса к объединению усилий по воспитанию своих детей. Почти половина воспитателей ждет от взаимодействия с родителями гораздо большего. Это позволяет предположить, что воспитатели практически полностью соответствуют ожиданиям со стороны родителей, в то время как родители ожиданиям воспитателей соответствуют в значительно меньшей степени, т.е. взаимодействие родителей и воспитателей в определенной мере носят односторонний характер.
Проанализировав трудности которые педагогический коллектив испытывал в общении с родителями в предыдущие годы, я не раз задумывалась как направить деятельность родителей и педагогов в интересах их детей, как сделать ее успешной. 

Приступая к работе в новом учебном году, коллектив счёл целесообразным принять следующие принципы взаимодействия с родителями:

Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; необходимо с уважением и вниманием относиться к родителям.

Всегда следует помнить о том, что ребенок уникальная личность. Недопустимо сравнивать его с другими детьми, мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участи в жизни группы.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.

Восхищаться вместе родителями инициативности и самостоятельности ребенка, способствуя формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю своих детей.

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Приняв к работе данные принципы, и родителям и педагогам пришлось исключить авторитарные методы воспитания, внедряя, заинтересованный подход к взаимодействию друг с другом. Но оказалась, что это не так просто. Обе стороны оказались не достаточно подготовленными к такому переходу. Родители из-за отсутствия психолого-педагогической культуры, а воспитатели из-за недостаточного владения знаниями о специфике тех или иных форм общения с родителями и несоблюдением основных требований к их организации. 

Обращаясь ко мне как психологу ДОУ, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании. 
Задача педагогов и моя как психолога дошкольного учреждения помочь родителям осознать собственную педагогическую неосведомленность и помочь ему в преодолении барьеров в воспитании ребенка в семье. Научить маму и папу принимать ребенка таким, какой он есть, ценить его уникальность. 

Я вместе с педагогами вовлекаю родителей в жизнь детского сада удалось наладить эффективную  работу с семьями воспитанников решая запланированные образовательные задачи.
Проонализировав проведенную работу я пришла к выводу о том что взаимодействие с родителями воспитанников в нашем дошкольном учреждении в течении нескольких лет было поднято на более высокий уровень.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Я установила, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.
Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.

Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.
Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Я считаю, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, я использую следующие формы взаимодействия с семьей: 

1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области: 
1. Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;
2. Сфере предлагаемых программой предметов.
2. Программа психологических тренингов.
3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”
4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);
5. Дни открытых дверей
6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада 
7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.
8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.
9. Работа и оформление информационных стендов для родителей.
10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы), прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей. 

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.
Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач: 

Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;
Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.
эффективно организовать общение с ребенком в семье;
повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.
Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Педагог-психолог МДОБУ д.с № 17
Г. Лабинска.
Цветкова Анна Николаевна



Дата: 16.10.2013 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот