+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Дети  раннего  возраста санаторных групп (тубвираж),  при  поступлении  в  дошкольное  образовательное  учреждение испытывают адаптационный стресс.
 По  мнению  ученых,  дошкольный  возраст  относится  к  так  называемым   критическим   периодам  в  жизни  ребенка, т.к.  «В  этом  возрасте  происходит бурное  нарастание   силы  и  подвижности   нервных  процессов,  формируется  высшая  нервная деятельность.  Нервные  процессы  отличаются  быстрой  истощаемостью,  поэтому эмоциональное  перенапряжение  сопряжено  с ростом   частоты  пограничных  состояний  и невротических  реакций».
 Адаптивные  возможности  ребёнка  раннего   и  младшего   дошкольного  возраста с ослабленным здоровьем  ограничены, поэтому   резкий  переход   ребёнка  в  новую  для  него  ситуацию  и  длительное  пребывание  в  стрессовом   состоянии   приводит  иногда,  к  эмоциональным  нарушениям. 
 Родители  и  педагоги   сталкиваются   с такими  проявлениями  в поведении   детей, как  частая  смена  настроения,  повышенная  раздражительность,  утомляемость,  плаксивость.  Дети  плохо  засыпают,  грызут  ногти,  сосут  палец,  крутят  волосы,  много  и  бесцельно  двигаются, избирательно относятся к еде. Пребывание в стрессовом состоянии может привести к замедлению темпа психофизического развития. А иногда отмечают вираж нервно – психического развития, т.е временное отступление от  уже достигнутого уровня. Для обеспечения сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста содержание деятельности дошкольного учреждения  комбинированного вида состоит из следующих разделов:                                                                                                                                                                           
 1. Профилактической работы, которая включает  здоровый сон, фито и витаминотерапию, закаливающие процедуры, диетическое питание, самомассаж, качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни. 
                                                                                        
2. Обеспечение психологической  безопасности ребёнка. Оно предполагает режим жизнедеятельности, а также использование физических и интеллектуальных нагрузок. 
                         
3. Оздоровительная направленность образовательного процесса – система мер обеспечивающих  гигиену нервной системы  ребёнка во время занятий. Выстраивая адаптивную модель психолого – педагогического процесса в своей работе использую как индивидуальные так и дифференцированные программы психолого – педагогического сопровождения ребёнка. 

 4. Психологическая поддержка детей. Организовываю работу с семьями, и детьми, находящимися по той или иной причине в ситуации риска (если адаптация проходит очень тяжело).  
                               
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны.  Им свойственно заряжаться  сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности учитываются при построении программы психолого – педагогического сопровождения ребёнка. Опыт  работы показывает, что большое значение для   профилактики  психоэмоционального  напряжения у детей в период адаптации имеет работа с семьёй. Коррекционный эффект в результате специальных занятий  с ребёнком в детском саду – позитивные изменения  в повседневной жизни ребёнка. 
Практика показывает, что необходима преемственность работы ДОУ и воспитания в семье. При поступлении ребёнка в детский сад предлагаем  заполнить анкету – тест «Готов ли ребёнок к поступлению в детский сад». А также предлагаем памятки: «Психологические особенности детей раннего возраста», «Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду».                                                                             
Приучать ребёнка к детскому саду необходимо постепенно.  Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому посещению  дошкольного учреждения. Необходимо заранее дома создавать для ребёнка режим дня, соответствующий режиму ДОУ (приём пищи,  сон, игры). Первое посещение детского сада  должно оставить положительные эмоции. Родителям необходимо настраивать ребёнка заранее,  рассказывать и показывать, что дети ходят в детский садик, там интересно, много игрушек: куклы, машины, мишки, зайчики, игры и т.д. А ещё там много хороших детей.                                                                                                                                
В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Нужно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду. Приблизительно, по прошествии  2 – 3 недель учитывая желание ребёнка, можно оставить  его на целый день в детском саду. Но, хочется отметить, что данный период индивидуален для каждого ребёнка. И если  родители, в решении данного вопроса затрудняются,  можно проконсультироваться с психологом. Каждый раз, когда ребёнок приходит из детского сада  нужно спрашивать его о том, как прошёл день.  
Рекомендую обязательно на положительных моментах акцентировать внимание. Если подмечать хорошее, видеть и слышать  положительные моменты, то можно сформировать у детей позитивное отношение к дошкольному учреждению. Если ваш ребёнок стал более плаксивым, можно почаще брать его на руки, успокоить – может ему не хватает прикосновений мамы. В этот период желательно не конфликтовать с вашим ребёнком, пока происходит адаптация к ДОУ. Укладывать пораньше спать,  подольше побыть с ним перед сном,  поговорить о садике. Можно уже с вечера спросить ребёнка, какую игрушку он возьмёт с собой, вместе решить,  какую одежду он наденет утром. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу. Несложные действия  способны подготовить ребёнка к детскому саду, уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка  к новому периоду в его жизни. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу, без проблем. Многие дети реагируют на детский сад плачем. Одни  легко и сразу входят в группу, но плачут дома вечером, другие  начинают капризничать и плакать перед входом в группу, хотя согласились с утра идти в детский сад. Чем старше ребёнок, тем он быстрее способен адаптироваться после. Учитывая рекомендации по адаптации  детей к детскому саду и взаимодействуя со специалистом педагогом – психологом можно помочь малышам пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
 
педагог-психолог МДОБУ №7 г. Лабинска 
Ершова Светлана Викторовна

Дата: 18.11.2013 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот