+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно обострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит  о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Отправная точка любого  воздействия на ребенка- это принятие его чувств, желаний, принятие их такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействие на ребенка, сделать его более результативным. Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, будет неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. В этом случае необходима помощь самим родителям и нередко всей семье в целом.

Определить боящегося ребенка не составляет труда, если учесть беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существует только тогда, когда ребенок представляет их по какому- либо поводу. Есть и так называемые «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями. Это прежде всего ситуативные страхи опоздания ( у дошкольников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей,  открытых пространств.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они повержены.

Выяснить спектр страхов можно только специальным опросом, доверительных отношений в отсутствии конфликта. Будет лучше, если о  страхах расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе. Расспрашивать в беседе детей  рекомендуется не раннее трех лет, при этом вопросы делать доступными для понимания в этом возрасте.  Взрослый, задающий вопросы сидит рядом, а не напротив ребенка, перечисляя вопросы по памяти.

Примерные вопросы, задаваемые ребенку:

«Скажи пожалуйста, ты боишься: когда остаешься один, заболеть, того, что умрут родители, бабы Яги, темноты и т.д.

Успешность устранения страхов зависит от знания их причин и особенностей психического развития ребенка. Так, страхи, возникающие в процессе общения с родителями и сверстниками отличаются от страхов, рожденных воображением ребенка или в результате испуга. В первом случае речь идет о внушенных страхах, во- втором- о личностно-обусловленных и в третьем- о ситуативно возникших страхах. Нередко все эти механизмы развития страхов сочетаются  между собой.

Страхи, возникающие в результате психологического заражения или внушения, устраняются не только воздействием на ребенка, но и в результате изменения неадекватно сформировавшихся отношений родителей. Личностно обусловленные страхи могут быть устранены и оказанием помощи непосредственно детям, в то время как ситуативные страхи требуют комбинированного подхода. Во всех случаях целесообразно смотреть на страхи не столько глазами взрослых, сколько глазами детей.

Наиболее адекватный вариант отношения к страхам- относится к ним без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные, эмоционально насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки на санках. Тогда многие страхи рассеиваются, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное уверенное поведение.

Одним из наиболее распространенным способом устранения страхов- является рисование. Рисование- творческий акт, позволяющий детям свободно выражать свои чувства и переживания, мечты и надежды. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не совсем раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Дети, которые любят рисовать отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью  суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит  каждый раз в процессе рисования. Последнее как раз позволяет использовать  рисование в терапевтических целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасаться с некоторыми пугающими, неприятными травмирующим образами. Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражение эмоций, в том числе отрицательных и негативных.

Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 11 лет, когда дети рисуют сами, непринужденно и свободно, выбирая темы  и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев к началу подросткового возраста способность к спонтанному изобразительному искусству падает. Уже сознательно ищется правильная форма, композиция, появляются сомнения в достоверности рисунка. Подростки даже стесняются своего умения рисовать так, как им хочется, опасаясь выглядеть неловкими и смешными в представлении окружающих, и тем самым лишаются естественного способа выражения своих чувств и желаний.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка.

Затем, по степени успешности идут страхи, основанные на реальных событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие (застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д.) было недавно. Тогда  более целесообразно отвлечь ребенка игрой, эмоционально отреагировать, на психическую травму с целью изменения отношений к ней.

Эффект устранения страхов через рисование достаточно выражен и устойчив и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от оставшихся страхов- при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок в первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу же выше. Оставшиеся страхи, а их обычно не более 15-20% можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

Педагог- психолог высшей

квалификационной категории

Зеленская Елена Федоровна

Дата: 25.11.2016 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот