+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

В последнее время гиперподвижные дети стали наболевшей проблемой для родителей и педагогов.

В США, Франции, Италии, Бельгии и других странах про¬блема гиперактивности и дефицита внимания приобрела об¬щенациональный статус.

Это социальная проблема, так как детей с минимальной моз¬говой дисфункцией становится все больше. Во Франции гипе¬рактивных детей насчитывается уже 200 тысяч, в США — 1,5 миллиона. В России 12 — 20% первоклашек имеют признаки гиперактивности.

Дефицит внимания, двигательного контроля и саморегуля¬ции препятствует процессу социализации этих детей, приво¬дит к учебным трудностям и нарушениям поведения.

50% учеников первых классов к концу года испытывают при¬знаки школьной дезадаптации. Имея достаточно высокие ин¬теллектуальные способности, дети с легкой церебральной па¬тологией не в состоянии реализовать свой потенциал из-за имеющихся проблем со здоровьем.

Образовательная система пока не может предложить но¬вых педагогических технологий для успешного обучения этих детей.

Родители, детям которых поставлен диагноз «дефицит вни¬мания и гиперактивность» часто оказываются в беспомощном положении, так как ни медицинские, ни образовательные уч¬реждения не могут оказать им реальную помощь.

Не имея успехов в учебе, получая только негативные оценки и в целом испытывая много неудач в жизни, эти ребята начинают чувствовать себя никчемными и неисправимыми. За плохим по¬ведением учителя не видят их талантов. Поэтому они часто нахо¬дят признание и реализуют себя в асоциальной среде.

«Ваш ребенок на уроках неуправляем, не может выполнять требования учителя, импульсивен, конфликтует с другими детьми» — каждый третий родитель в первом классе слышит эти жалобы от учителя. Плохое поведение ребенка раздражает взрослых, но они не задумываются о его причинах. А ведь та¬кие симптомы, как повышенная отвлекаемость на уроках, не¬способность к длительной концентрации внимания, двигатель¬ная расторможенность, излишняя возбудимость и импульсив¬ность, недостаток моторного контроля и самоорганизации, проявляясь в комплексе, являются признаками поведенческо¬го расстройства под названием синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) Это состояние является одной из наибо¬лее распространенных форм минимальных мозговых дисфунк¬ций у детей.

 Поэтому нельзя относиться к таким детям, как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Каждый из нас может привести примеры, каждый хоть раз встречался с такими детьми. В последнее время их стало нема¬ло. Придите в первый класс любой школы, и вы найдете там не одного непоседу

На протяжении более 50 лет врачи выявляли и пытались ле¬чить детей, у которых наблюдались различные сочетания дви¬гательной расторможенности, импульсивности, невниматель¬ности, повышенной отвлекаемости. За это время несколько раз менялось название заболевания, появлялись новые точки зре¬ния относительно причин и механизмов его возникновения, предлагались новые методы лечения.

В последние годы число гиперактивных детей катастрофи¬чески выросло. Воспитатели и, прежде всего, учителя началь¬ных классов бьют тревогу.

 Мы боимся, что истории в средствах массовой информации, оши¬бочно изображающие СДВГ как миф, надувательство или не¬серьезное состояние могут заставить тысячи страдающих этим расстройством отказаться от его лечения. Кроме того, все это внушает обществу представление, будто СДВГ — проблема на¬думанная, не существующая вообще или незначительная».

Многие авторы отмечают, что СДВГ — это не мягкое расстройство. Люди с детским диагнозом СДВГ испытывают трудности в общении, социализации, профессиональной ка-рьере и других жизненных сферах.

В целом у взрослых с симптомами СДВГ выявляются следу¬ющие адаптивные нарушения: нездоровый образ жизни, про¬фессиональные и финансовые проблемы, травмы при несчатных случаях и вождении автомобиля, курение, злоупотреб¬ление наркотическими веществами; а также сложности, свя¬занные с правовыми вопросами, проблемы взаимоотношений в семье, ограниченные достижения в сфере образования.

В 50% случаев развивается асоциальное поведение.

Они чаще, чем другие люди, превышают скорость при вож¬дении автомобиля и попадают в аварии, получают бытовые травмы, страдают депрессией (20 — 30%) и расстройствами лич-ности (18 — 25%) во взрослом возрасте, курят и употребляют наркотики и еще сотнями разных способов подвергают свою жизнь опасности или плохо ею распоряжаются.

Несмотря на эти серьезные последствия, менее 50% людей, имеющих это расстройство, получают необходимую помощь и лечение.

Спорный вопрос о существовании этого заболевания возник по причине противоречивых резуль¬татов медикаментозного лечения психостимуляторами, кото¬рые очень широко применяются у детей с нарушениями пове¬дения и обучения на Западе. В последнее время выросло число фактов, подтверждающих значительное число неблагоприят¬ного действия этих препаратов на детей, вплоть до суицида.

О синдроме дефицита внимания и гиперактивности напи¬сано уже очень много. Но до сих пор нет какой-либо единой концепции профилактики, диагностики и лечения этого забо-левания. Это действительно сложная проблема, лежащая на стыке генетики и неврологии, педиатрии и неонаталогии, воз¬растной физиологии, социологии и педагогики.

ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Но наиболее заметными гиперактивность и проблемы со вниманием становятся к моменту, когда ребенок попадает в детский сад, и принимают совсем угрожающий характер в начальной школе.

Почему именно в детском саду? Да потому, что именно там малыш впервые сталкивается с реальной жизнью. Он попадает в организованную ситуацию, в коллектив, живущий по правилам, распорядку, и от каждого члена такого коллектива уже требуется достаточная степень самоконтроля. Там надо уметь заниматься одним делом, уметь сидеть тихо, уметь слушать воспитателя, уметь отвечать ему и многое другое, чего наш бедный ребенок не просто не умеет, он не может этого уметь. Он не виноват.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гнева. А сколько детей начинают "разгуливаться" в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности. Быть может, это временно. Или просто так сложилась ситуация.  

Вот здесь и кроется главное отличие ребенка живого, активного от гиперактивного. ( пиложение № 1, тест на гипперактивность)

Итак, Активный ребенок:

- Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот, же пазл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

Основные проявления СДВГ можно разделить на 3 группы:

1.  Дефицит активного внимания.

2.  Двигательная расторможенность.

3.  Импульсивность

Дефицит активного внимания выявляется по следующим критериям:

1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много оши¬бок из-за невнимательности.

2.  Ему трудно долго удерживать внимание, он легко от¬влекается.

3.  С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не завершает его.

4.  Плохо организован.

5.  Часто теряет вещи.

6.  Избегает скучных, требующих умственных усилий заданий.

7.  Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1.  Ребенок суетлив, не может усидеть на одном месте, ,

2.  Проявляет признаки беспокойства: барабанит пальцами по столу, ерзает, крутится в кресле, бегает, за¬бирается куда-либо.

3.  Много двигается, часто нецеленаправленно.

4.  Всегда нацелен на движение, как «вечный двигатель».

5.  Спит намного меньше, чем другие дети, даже в мла¬денчестве.

6.  Очень говорлив.

Импульсивность

1.  Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2.  Не может дождаться своей очереди, часто вмешива¬ется, прерывает.

3.  Не может дождаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

4.  Не может контролировать и регулировать свои дей¬ствия. Поведение слабо управляемо правилами.

5.  При выполнении заданий ведет себя по-разному и по¬казывает очень разные результаты: на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет.

На основе вышеперечисленных критериев были составлены анкеты для родителей и учителей. ( приложение № 2.Анкета для родителей и педагогов)

Одна из основных особенностей таких детей заключается в том, что они быстро переключают внимание с одного предмета на другой и с большим трудом могут сосредоточиться. Учителя жалуются, что они ничего не слушают на уроках. Плохо выполняют домашние задания, начинают отставать в учебе, несмотря на достаточно высокий интеллект.

Основные характеристики внимания: концентрация, переклю¬чение, устойчивость, распределение, объем — ниже нормы. Объем оперативной памяти и мышления снижен, ребенок может удерживать в уме и оперировать ограниченным коли¬чеством информации, большая часть которой вскоре забыва¬ется. Долговременная память слабая, так как временные свя¬зи образуются с трудом. Характерная черта умственной деятельности детей с синдромом — цикличность. Время, в те¬чение которого они могут продуктивно работать, не превы¬шает 5—15 мин, по истечении которого они теряют контроль над умственной активностью. Какое-то время (3 — 7 мин) мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего ра¬бочего цикла. В моменты «отключения» ребенок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок опять может продуктивно работать 5 — 15 мин, после чего мозг сно¬ва «отключается», и произвольное управление интеллектуаль¬ной деятельностью оказывается невозможным.

Имея неплохие интеллекту¬альные способности, гиперактивные дети отличаются сни-женным интересом к интеллектуальным навыкам, художе¬ственно-изобразительному искусству. Определенные откло¬нения в мотивационной сфере, что проявляется частыми отказами что-либо делать, приводят у них к отсутствию ин¬тереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит — к учебной деятельности.

По статистике, синдром нарушения внимания с гиперактивностью большей частью встречается у светловолосых и голубоглазых детей и почти в пять раз чаще у мальчиков, чем у девочек. Почему? Так, видимо, природа позаботилась, создав девочку более выносливой даже в утробе матери. Она не так восприимчива ко всяким вредным (патогенным) воздействиям, на ней меньше отражаются и неблагополучные роды. Кроме того, мозг у прекрасной половины человечества значительно отличается от мозга сильной половины. Большие полушария головного мозга у девочки менее специализированны, поэтому они лучше компенсируют любые поражения центральной нервной системы. Среди девочек реже встречается "вечный двигатель", как правило, заболевание у них проявляется в виде нарушения внимания.

Пожалуй никакие другие нарушения при СДВГ не вызыва¬ют так много нареканий со стороны взрослых, как вопиющая расторможенность и отвлекаемость. Такому ребенку больше всех грозит неприятие, так как он способен вывести из себя самого спокойного взрослого. Никому не делают столько за¬мечаний, никого столько не наказывают, сколько его. В резуль-тате ребенок ожесточен и часто становится лидером в группе детей с демонстративно отклоняющимся поведением.

 Гипе¬рактивному ребенку больше всех грозит непонимание со сто¬роны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одерги¬вают и наказывают. В конце концов, ребенка убеждают, что он ни на что не способен и что бестолковее его никого нет на всем свете. В результате ребенок ожесточается. У него разви¬вается негативная, а часто агрессивная реакция на окружаю¬щих, он становится неуправляемым, «трудным» ребенком. Такая модель защитного поведения порой выгодна для него, а потому трудно исправляема.

Ребенок проявляет повышенную эмоциональную актив¬ность, которая часто выражается в повышенной болтливости. В классе такой ученик — постоянная головная боль для учите¬ля. Для детей с синдромом характерна частая смена настрое¬ния. Они легко переходят от слез к смеху, быстро забывают свои неудачи.

Непоследовательность и непредсказуемость в поведении де¬лают гиперактивных детей нежелательными членами детско¬го коллектива. Как правило, у них нарушены отношения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Гиперактивный ребенок досаждает не только детям, но и взрослым. В сравнении с другими детьми он легко идет на кон¬такт с незнакомыми людьми, более того, он навязывает свое общение окружающим, встревает в разговоры взрослых, ме¬шает им, всячески стараясь привлечь их внимание. Часто при¬меняет для этого неадекватные приемы.

Одним из симптомов, который часто встречается при СДВГ, являются головные боли. Они встречаются у полови¬ны больных. Почти во всех случаях это головные боли напря¬жения.

По выраженности симптомов врачи классифицируют за¬болевание на три группы: легкую, среднюю и тяжелую. 

При легкой форме симптомы, наличие которых необходимо для постановки диагноза, выражены в минимальной степени, не наблюдается нарушений в школьной и социальной жизни.

 При тяжелой форме заболевания выявляется множество симп¬томов в значительной степени выраженности, имеются се¬рьезные учебные трудности, проблемы в социальной жизни.

 Средняя степень — это симптоматика между легкой и тяже¬лой формой заболевания.

Основные формы СДВГ

По международной классификации выделяют три формы СДВГ:

а)  «гиперактивность, сочетающаяся с нарушением вни¬мания» — наиболее часто встречающаяся форма рас¬стройства;

б) «дефицит внимания с преобладанием нарушений вни¬мания» (однако нарушения внимания имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями, в этом состоит трудность диагностики);

в) «преобладание гиперактивности и импульсивности» — встречается очень редко.

В большинстве случаев, если у ребенка обнаружена только гиперактивность, то это скорее связано с его индивидуальны¬ми особенностями, в частности темпераментом, поэтому здесь не всегда можно говорить о патологии.

ПРИЧИНЫ СДВГ

Клиническая картина синдрома дефицита внимания включает разнообразные нарушения поведения, обучения, социальной адаптации.

В силу разнообразия и множественности этих отклонений южно предположить существование не одного, а целого комплекса факторов, лежащих в основе заболевания

У детей с СДВГ существуют проблемы созревания психических функций: внимания, двигательного контроля, регуляции поведения.

Причины развития синдрома

1.  Биологические

2.  Генетические

3.  Социальные

Биологические причины

Биологические факторы заболевания по времени их воздействия подразделяют на пре-, перинатальную и раннюю постнатальную патологию.

К факторам пренатальной патологии относятся токсикоз во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время бере-менности, недостаток йода, принятие больших доз алкоголя и  курение  матери во время беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость по резус-факто-ру, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

Осложнения при родах значительно сказываются на даль¬нейшем развитии ребенка. Возраст 9 месяцев для плода — кри¬тическое время формирования коры головного мозга.

Если роды протекают тяжело, мозгу не хватает кислорода, возникают повреждения, сразу не диагностируемые, но в про¬цессе роста и развития ребенка они проявляются. Вот почему эти нарушения получили название минимальных мозговых дисфункций (ММД).

К факторам перинатальной патологии также относятся преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стиму¬ляция родовой деятельности, отравление наркозом при кеса¬ревом течении. Все это может иметь отрицательные послед¬ствия на развитие ребенка. Родовые осложнения, связанные с неправильным положением плода, обвитие его пуповиной по¬мимо асфиксии могут повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в том числе плохо диагно¬стируемые легкие смещения шейных позвонков. Асфиксия в 80% случаев приводит к СДВГ [Антропов Ю.Ф., 1998].

Генетические причины

Причиной синдрома дефицита внимания может быть врож¬денная неполноценность функциональных систем мозга, ре¬гулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма 

В связи с этим была выдвинута гипотеза о существовании семейных форм синдрома дефицита внимания]. Специалисты отмечают в таких семьях более частое упот¬ребление алкоголя, асоциальное поведение и аффективные расстройства по сравнению с остальным населением.

Анализ литературы показал, что поиски какого-то конкретного гена, вызывающего расстройство поведения и внимания пока не увенчались успехом. Малое количество детей, участвовавших в исследованиях, также подвергает сомнению достоверность результатов экспериментов.

Социальные причины

Развитие ребенка во многом определяется характером его ближайшего окружения. Большое влияние оказывает ncuxoлогический микроклимат в семье. Ссоры, конфликты, алкоголизм, аморальное поведение родителей сами по себе не вызывают СДВГ, но отражаются на психике ребенка. Бывает даже, что окончательно поставить диагноз не удается, пока такая обстановка сохраняется.

Значение имеют также и особенности воспитания. Гиперопека, эгоцентрическое воспитание по типу «кумира семьи» или наоборот педагогическая запущенность, могут создать условия для развития психопатологии.

На развитии ребенка сказывается воспитание в неполных семьях, повторный брак родителей, продолжительная разлука, с родителями, тяжелая болезнь или смерть родителей, различ¬ные подходы к воспитанию ребенка у родителей и проживаю¬щих с семьей бабушек и дедушек.

Психологи отмечают, что у гиперактивных детей не удов¬летворена главная детская потребность — в материнской любви и ласке. Любовь к матери играет главную роль в их эмоцио¬нальном развитии. Они постоянно испытывают дефицит эмо¬ционального и физического контакта с мамой.

Другие причины заболевания

Кроме биологических и социальных факторов разными ав¬торами называются следующие причины возникновения гипперактивности и нарушений внимания у детей:

1. Пищевые красители и консерванты.

2. Рафинированные продукты питания.

3. Дефицит витаминов и микроэлементов.

4. Отравление свинцом, нитратами, диоксинами.

В последующем в питании ребенка родители должны придерживаться принципа раздельного питания с преобладание ем натуральных продуктов и блюд домашней кухни.

Так как гиперактивные дети предрасположены к аллергии старайтесь не злоупотреблять в питании сладостями, соками и продуктами питания с большим количеством искусственных добавок.

Если у ребенка уже есть пищевая аллергия, то необходимо исключить все аллергеносодержащие продукты, предварите, но сделав анализ на аллергены.

Принципы питания гиперактивных детей

1.   Соблюдать строгий режим питания.

2.   Придерживаться принципа раздельного питания.

3.   По возможности исключить продукты с искусственными добавками и консервантами.

4.   В рационе должны преобладать блюда домашнего приготовления.

5.   В пище должны преобладать белки.

6.   Полезные углеводы должны присутствовать в сочетании с белками и крахмалами.

7.   Полезные углеводы: зерновой хлеб, каши из цельной крупы (гречка, пшено, овсянка, бурый рис).

8.   Исключить рафинированные продукты: изделия из белой муки, макароны, рафинированный сахар и кондитерские изделия, манную и рисовую каши.

9.   Должно быть достаточно полезных жиров, содержаще омега-жирные кислоты: это сочетание растительных масел холодного отжима (особенно льняного, оливкового, а также подсолнечного, горчичного и других) и жи¬вотных (жирные сорта морской рыбы — тунец, нерка). 

10. Употреблять 5 видов овощей и фруктов ежедневно, это восполнит дефицит витаминов. 

11. Употреблять в пищу свежую зелень, особенно с рыбой и мясом. 

 12. Исключить газированные напитки, кофе, крепкий чай.

Соблюдение раздельного здорового питания, употребление большого количества овощей и фруктов поможет справиться со многими трудностями, как в поведении, так и в здоровье  ребенка.

Кроме питания, опосредованное влияние на нервнопсихическое развитие ребенка оказывает состояние окружающей среды, прежде всего в крупных городах и мегаполисах .

ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактив¬ностью разработана слабо.

Во-первых, для выявления СДВГ не существует биологичес¬кого теста или биологического показателя; как это имеет ме¬сто при соматических заболеваниях. Например, при гиперто¬нии — повышенное давление. Кроме того, СДВГ часто сопро-нождается вторичными расстройствами.

В-третьих, проявления синдрома зависит от конкретной неблагоприятной ситуации и от возраста. Только к 7 годам происходит созревание основных отделов головного мозга, отвечающих за функции внимания и двигательной регуля¬ции.

Диагностика включает подробный анамнез жизни и данные о поведении ребенка в настоящее время, получаемые вра¬чом с помощью вопросников и в устной беседе с родителями.

При диагностике необходимо также обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:

♦    были появиться до 8 лет;

♦    наблюдаться в двух сферах деятельности ребенка (иг¬ровой и учебной, как в школе, так и дома);

♦    наблюдаться не менее 6 месяцев;

♦    не быть обусловленными какими-либо психопатоло¬гическими расстройствами;

♦    вызывать психологический дискомфорт и нарушения адаптации

СДВГ — это действитель¬но сложная проблема. Изучение ее требует знаний различных медицинских дисциплин: акушерства, педиатрии, неврологии; и также психологии, возрастной физиологии, социологии и педагогики.

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Родители детей с признаками СДВГ должны обратиться к врачу-психоневрологу, который назначит полное обследо¬вание. Лучше проводить его в неврологическом центре, где можно с помощью специальных исследований выяснить, яв¬ляются ли трудности в поведении и обучении ребенка след¬ствием признаков синдрома гиперактивности или других за-болеваний.

Медицинская оценка СДВГ проводится детским психонев¬рологом совместно с педиатром и другими специалистами.

Прежде всего, диагностика включает анализ истории бо¬лезни: начало и выраженность симптомов, факторы риска и предполагаемые причины, поданным анамнеза, семейные пси-хопатологии.

Прежде чем поставить диагноз, врач подробно беседует с матерью ребенка. Его интересует информация о том, как протекала беременность, роды, были ли нарушения, как в даль¬нейшем развивался ребенок

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Объективная диагностика синдрома включает обследова¬ть уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти и мышления). Оценивается уровень интеллекта. В связи с тем, что у 90% детей с СДВГ обнаруживается нормальный и высокий коэффициент интеллекта, то при диагностике более информативными являются тесты на креативность и на прак¬тическое мышление

В психологическом обследовании детей с СДВГ использу¬ются главным образом методики оценки характеристик вни¬мания, так как нарушение внимания является основным при¬знаком заболевания.

Кроме стандартных психологических методик оценки вни¬мания, памяти и мышления используются нейропсихологические методики:

- экспресс-диагностика памяти «Лурия-90»,

- разработанная Э.Г. Симерницкой, пробы на уровень разви¬тия произвольных движений А.Р.Лурии в обработке Л.С.Цвет¬ковой.

 -для диагностики идеомоторной координации исполь¬зуются рисуночные техники: «дом, дерево, человек»; «несу¬ществующее животное», «автопортрет».

Рисунки гиперактивных детей (приложение №3 рисунки)

Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственные гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви “раскидистые”, а листья четко не прорисованы, изображены “символически”. Если изображены люди, то это “пляшущие человечки”. Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками, (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой.

Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли, на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно.

Если гиперактивный ребенок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура, либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка — крупные, размашистые.

Павлик, 11 лет:

“Человека нарисовать или себя? А может, лучше Вам стих рассказать? А Вы знаете, у нас в школе один раз на уроке литературы...” (Рисунок остался незаконченным).

Дима, 10 лет

“Мой дом. Улица. А тут такая машина. А тут ... А тут...”

Рлеша, 7 лет:

“Хотите, я нарисую не се чью, а самолет? Ну ладно, вот. Мы пошли в гости и опоздали, потому что папа не хотел идти. Можно, я еще тетю Аню нарисую? Ладно. Потом”.

Сведения, полученные врачом и психологом в ходе обсле¬дования, позволяют выявить основные нарушения у ребенка, составить прогноз заболевания. Совместно с учителями и ро-дителями вырабатывается единая стратегия лечения и коррек¬ции. Если действия всех специалистов будут согласованными, то к 12 — 14 годам ребенок сможет преодолеть отставание в развитии психических функций и в последующем стать полно¬ценной успешной личностью.

ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ СДВГ

По некоторым данным , дети с СДВГ,в России не получают никакого лечения. Неудобные для учителей, изводящие родителей, эти дети чувствуют себя «отверженными». Они остаются наедине со своими проблемами, ведь ни в семье, ни в школе поддержки не получают.

Начиная с детсадовского возраста необходимо выявлять этих детей и консультировать родителей о необходимости коррекции дефицита психических функций до поступления в школу. Возраст 5 — 6 лет является наиболее благоприятным для компенсации нарушенных функций внимания, двигательно го контроля, саморегуляции.

Поэтому лечение детей с синдромом дефицита внимания должно включать комплекс методик или, как говорят специа¬листы, быть «мультимодальным».

. Он включает следующие направления:

♦    просветительские беседы с ребенком, родителями, учителями;

♦    обучение родителей и учителей поведенческим про¬граммам;

♦    организация режима труда и отдыха;

♦   обучение в школе — по программе, соответствующей возможностям ребенка;

♦    ежедневная двигательная активность;

♦    расширение круга общения ребенка через посеще¬ние различных кружков и секций;

♦    специальное обучение со специалистами — логопе¬дом, нейропсихологом;

♦    медикаментозная терапия;

♦    аутогенная тренировка и суггестивная терапия (гипноз).

С этой целью организуется группа «индивидуального сопро¬вождения» детей с синдромом, включающая врача, психолога, педагога, логопеда, социального педагога, при необходимости дефектолога. Только коллективная работа специалистов позво¬лит добиться хорошего результата.

Мы выделили 4 основных направлений в лечении и коррекции СДВГ.

Комплексная программа лечения

1. Консультирование родителей.

2. Работа педагога с гиперактивными детьми.

3. Социально-педагогическая работа.

4. Психотерапия.

Медикаментозная терапия не является обязательной cоставляющей коррекции

Взгляд на медикаментозную терапию СДВГ очень противоречивый все ли

дети с синдромом нуждаются в лечении медпаратами? Какие из них будут наиболее эффективны при дифиците внимания, а какие при нарушениях поведения?

Одному нужны психостимуляторы, другому — витамины, третьему — ежедневные кроссы.

( Сколько лет должно продолжаться лечение — до 14 — 17 лет «или всю жизнь?)

Сложная и неоднородная природа синдрома заставляет более осторожно подходить к вопросу лечения.

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Консультирование родителей( приложение № 3,памятка родителям)

1.  Просветительские беседы.

2.  Практические занятия (игровая терапия, тренинги). 

Семейная психотерапия

При лечении СДВГ необходимо воздействовать не только на ребенка, но и на его близких, с целью изменения обстанов¬ки в семье. Благоприятный эффект показан при использова¬нии семейной психотерапии. Она необходима не только ро¬дителям, которые чувствуют вину за «плохое» воспитание ребенка, но и для самого ребенка.

В качестве примера приведем метод метафоры.

С помощью метафоры достигается легкое обучение паци¬ента, имеется возможность проникнуть внутрь конфликта, который самим больным не осознается.

В переводе с греческого метафора означает «поддерживать», «нести». Лингвистическая метафора создает мост между внут¬ренним и внешним миром пациента .

Данный метод психотерапии — это не просто рассказ лю¬дям о том, что надо делать. Это скорее создание ситуации, в которой они по-иному увидят мир и смогут найти в нем реше¬ние своей проблемы.

Домашняя программа коррекции включает:

♦    изменение системы воспитания: от наказания — к поддержке; от авторитарного контроля к сотрудниче¬ству;

♦    изменение поведения самих родителей и их отноше¬ния к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании);

♦    изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше време¬ни уделять ребенку, проводить досуг всей семьей);

♦    специальную поведенческую программу, предусмат¬ривающую преобладание методов поддержки и воз¬награждения;

♦    организацию режима дня и места для занятий;

♦    поведенческую терапию, с помощью которой про¬исходит тренировка слабо развитых психических функций.

РАБОТА ПЕДАГОГА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Выделяют следующие направления в работе педагога с гиперактивными детьми: 

1.  Повышение учебной мотивации: применение система поощрения, использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбрать домашнее задание), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся.

2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

— смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;

—  реализация двигательной потребности ребенка (вы¬полнение поручений учителя, требующих двигатель¬ной активности: раздать тетради, стереть с доски;

—  понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;

—  выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчико¬вые игры и другие);

—  инструкции учителя должны быть четкими и немно¬гословными;

—  применение мультисенсорных техник обучения;

—  проверка знаний в начале урока;

—  избегание категорических запретов.

Галина Борисовна Монина, педагог-психолог, специалист по работе с гиперактивными детьми, описывает эффективный метод карточек-переписок. Метод многократно проверен в. детском саду и в начальной школе. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточками-переписками»; Картонная карточка делится на две части — для записей учи¬теля и для родителей. В конце дня педагог записывает инфор¬мацию о ребенке на заранее подготовленной карточке. При этом обязательное условие: информация предоставляется толь-ко в позитивной форме.

Например, если родители знают, что когда читают книгу. Саша не может слушать дольше 3 минут, а в классе на этот раз он слушал 10 минут, то учитель обязательно должен отметить это в карточке:

ПСИХОТЕРАПИЯ

Существует множество психотерапевтических методик, ко¬торые могут принести пользу, как матери, так и ребенку. Остановимся на некоторых из них.

Медитация

Медитация — один из трех основных элементов йоги. Упражнения на расслабление занимают в системе Ушу, так же, одно из важных мест

Медитация - это превосходный способ обучения расслаблению - релаксации. Дети, особенно с трех лет, обнаруживают хорошие способности к медитации. Задача медитации - полный отдых после физической нагрузки, стабилизировать дыхание, стабилизировать нервную систему, устранение "гиперактивности" у детей.

Медитация снижает активность симпатической нервной системы, способствует расслаблению и снижению тревожнос¬ти. При этом замедляется сердечный ритм и дыхание, снижа¬ется потребность в кислороде, меняется картина мозгового напряжения, реакция на стрессовую ситуацию уравновеши¬вается.

Существует много способов медитации. О них можно про¬честь в книгах, в больших количествах опубликованных в пос¬леднее время. Медитативной методике обучаются под руко¬водством инструктора, на специальных курсах.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (AT) как самостоятельный метод психотерапии была предложена Шульце в 1932 году. AT соеди¬няет в себе несколько методик, в частности метод визуализации.

Зверотерапия.

Существует несколько разновидностей лечения животными. Первая из них - иппотерапия, в роли лекарей выступают кони. 

Этот процесс очень специфичен и требует присутствия профессионалов и специально подготовленных лошадей.

Иппотерапия рекомендована и применяется при:

- нарушениях опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражения центральной нервной системы (в первую очередь, детском церебральном параличе), полиомиелита, в результате травм, а также нарушениях осанки (сколиозах, кифозах);

- различных формах нарушения интеллекта, возникших в результате органических и генетических заболеваний;

- нарушениях психо-эмоциональной сферы - аутизме, неврозах, шизофрении и т.п.;

- поражениях органов чувств – слуха, зрения;

- нарушении мозгового кровообращения по окончании острого периода;

- травмах головы по прошествии острого периода;

- послеоперационной реабилитации;

- реабилитации после перенесенных инфарктов миокарда;

- в работе с социально дезадаптированными подростками.

- гипперактивные дети

Верховая езда заставляет работать абсолютно все мышцы тела, ведь всаднику в первую очередь необходимо держать равновесие, развивает мелкую моторику. Плюс к этому - конные прогулки помогают ребенку гармонично общаться с окружающим миром.

Собаки тоже способны оказать человеку неоценимую услугу и, хотя бы морально, помочь справиться с недугом. Это называется канис-терапией.

Дети просто общаются с собаками, рисуют и вырезают из бумаги четвероногих. Ведь самое важное для больных детей - это общение. А многие из них его лишены.

Процесс отбора собак очень долгий, важно, чтобы собака была ненавязчивая, тактичная, а главное - чтобы она не лаяла без команды, ведь это может спугнуть детей.

- Канис-терапия - это не лечение, это комплекс упражнений, тщательно составленный для детей, больных ДЦП. Конечно, существуют болезни, при которых канис-терапия желательна (синдром Дауна, аутизм). Эти болезни неизлечимы, но такая терапия помогает детям адаптироваться в социальной среде,

Есть еще и такое понятие, как дельфинотерапия

Ученые установили, что дельфинотерапия может помочь пациентам с ДЦП, нейросенсорной тугоухостью, функциональными нарушениями центральной нервной системы. Гиперактивные дети после таких сеансов становятся более спокойными, учатся концентрировать внимание. Закрытые и подавленные дети, наоборот, начинают понемногу общаться с окружающими людьми. Имеется и опыт реабилитации детей с гипоксией головного мозга и минимальной мозговой дисфункцией. Описаны случаи, когда такое лечение помогает восстановиться после тяжелой психической травмы - например, если ребенок пережил землетрясение, гибель родителей.

Противопоказания к дельфинотерапии:

- эпилепсия;

- острые инфекционные заболевания;

- онкологические заболевания.

Вся фишка лечения состоит в ультразвуке, которым обладают дельфины. А ему, как известно, присущи лечебные свойства. Да и само барахтанье в воде с таким прекрасным млекопитающим не может не вызывать восторг. А положительные эмоции - тоже лечение, да еще какое! В этом, пожалуй, все четвероногие преуспевают.

Но без разрешения специально обученного дяденьки-врача дельфинотерапией заниматься не рекомендуют. Возможно, вам придется изрядно попотеть, собирая нужные бумажки у докторов, чтобы поплавать в дельфинарии. Самоуправство тут не приветствуется. Человек мог перенести заболевание почек или страдать тахикардией. А незнание, как известно, не освобождает от ответственности.

Итак, способностью лечить обладают множество живых существ. Если не физически, то хотя бы морально, а положительный настрой - главный враг любой болезни. Так что могу посоветовать всем родителям: если ваш ребенок болеет, то позвольте ему завести домашнее животное, это непременно поможет.


Берсенёва Ю.В. ( приложения вы можете получить дополнительно в нашем центре)

Дата: 13.9.2011 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот