+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью  и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

   Необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относится как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

   Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

   Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведение детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

   Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.

   В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:

- срисовывание с образца;

- работа с трафаретами;

- обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

- раскрашивание и штриховка.

   Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:

- в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка-найти ее и описать не доставая;

- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

- выкладывание фигурок из круп;

- игры с кусочками различных материалов и тканей и т.д.

   Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т.д.

   Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы:

- поощрения и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

- проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

- повторение ребенком задание вслух;

- вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

- привлечение ребенка в качестве помощника другим детям.

   В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности.

   Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно а работе с детьми с ЗПР.

   Необходимо отметить, что выбор коррекционных мероприятий зависит прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора является уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Рекомендации родителям

 

   Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка.

   Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком.

   Основными задачами работы психолога с родителями можно считать:

- помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка;

- обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

- ознакомление с направлениями и содержанием программ работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

   Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относится к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо-или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

   Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

 

Дата: 21.12.2016 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот