+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Психологическое сопровождение родителей, имеющих детей – инвалидов раннего возраста

 

Семья – это первый социальный институт в жизни ребенка. Именно здесь складываются его первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества, но не всегда семья оказывается в состоянии удовлетворить эти потребности ребенка. Это бывает в том случае, когда в семье рождается ребенок-инвалид.

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются, мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. 

Семьи с такими детьми переживают страх, неуверенность, пессимистичные взгляды на будущее ребенка довольно долгое время. Чтобы выйти из длительной психотравмирующей ситуации, семье имеющей ребенка - инвалида, необходимо специальная помощь специалистов, поддержка родных, близких и окружающих.

Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния родителей, когда в семье появляется особый ребенок.

1-я фаза – шок, растерянность, беспомощность, страх, возникновение чувства собственной неполноценности.

2-я фаза  – «неадекватное» отношение к дефекту ребенка, характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, это является своеобразной защитной реакцией.

3-я фаза  – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали», депрессивное состояние, которое является следствием постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, отсутствием у него положительных изменений в развитии.

4-я фаза – начало социально - психологической адаптации всех членов семьи, вызванного принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и следование их рекомендациям.

Вся семья ребенка – инвалида в целом нуждается в психологическом сопровождении. Для определения основных стратегий помощи семьи необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей, ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.

Так, по мнению психологов, у матерей, имеющих детей - инвалидов, наблюдаются следующие невротические изменения: 

- сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность: всё близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться; 

- аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом, в сторону его снижения; 

- тревожность – склонность к беспокойству; 

- противоречивость личности – недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний; 

- доминантность – стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; 

- эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; 

- гиперсоциальность – повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов. 

Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизирующий фактор. Если ребенок начал посещать образовательное учреждение, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, детским коллективом в хотя бы небольшом размере.

Важной формой взаимодействия семьи и специалистов в дошкольном учреждении является индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, дает возможность наметить конкретные пути совместного воздействия на ребенка.

Специалисты детского сада изучают семейную микросреду ребенка -инвалида. Для этого проводится диагностико - аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, сведения о ребенке, характер заболевания ребенка.

Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

В общении родителей с ребенком можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Посещение позволяет педагогу - психологу и социальному педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми – инвалидами в детском саду является индивидуальное консультирование. Оно помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Давая консультации, педагог – психолог отвечает на вопросы родителей, стремится дать им квалифицированный совет.

Помимо индивидуальной работы с семьями детей – инвалидов проводятся также групповые мероприятия, которые включают в себя следующие приемы и методы работы:

- тренинговые занятия – проводятся в виде упражнений телесной, танцевальной терапии, аутотренига, они направлены на снятие эмоционального напряжения, усталости, также они могут быть использованы в профилактических целях – для предотвращения возникновения хронической усталости, напряжения и эмоционального выгорания;

- психопрофилактика и просвещение – эти мероприятия включают в себя групповые консультации для родителей, касающиеся наиболее актуальных вопросов воспитания и развития детей – инвалидов;

- групповые психокоррекционные занятия с родителями – направленные на актуализацию личностных и семейных проблем, связанных с воспитанием ребенка – инвалида, в рамках этих занятий проводятся психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию, повышение самооценки.

Работа с родителями и детьми - инвалидами – одно из важных и актуальных направлений психологической деятельности в дошкольных учреждениях. Взаимодействуя со специалистами, родители пополняют свои психолого - педагогические знания, меняют свои взгляды на воспитание детей, гармонизируют их душевное состояние, принимают детей такими, какие они есть.

Опыт работы в данном направлении показывает, что у многих родителей появились довольно оптимистические взгляды на жизнь, сменились пессимистические установки, связанные с заболеванием ребенка на жизнеутверждающие позиции.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям - инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их самочувствия. 

Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих отпрысков от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети – инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви - жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дата: 21.12.2016 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот