+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района
    У большинства детей дошкольного возраста с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна.
В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях- в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются  сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Специальная работа по формированию предложно- падежных конструкций у детей осуществляется в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи.
Целью коррекционно- логопедической работы является формирование у детей правильного представления о лексическом и синтаксическом значении предлога как средства выражения связи между словами в словосочетании. Работа  над предлогами рассматривается как составная часть работы над связью слов в предложении.
Основная форма работы- логопедические  занятия, проводимые подгруппами и групповым способом. Количество занятий определяется учебным расписанием в старшей и подготовительной группах. Дополнительные занятия проводятся по индивидуальным планам, составленным для каждого дошкольника с учетом его речевых и психических особенностей.
Упражнения, направленные на формирование предложно-падежных конструкций, включается в любое фронтальное занятие как элемент игры, своеобразной физкультминутки.
В работе над предложно- падежными конструкциями можно выделить две ступени:
1. Наблюдение над смысловым  значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.
На первой ступени необходимо создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей. С этой целью пространственные предлоги делим на группы по сходству лексического значения.

Группы предлогов:
 1 - в, из;
2  - на, с (со);
3- над, под, между;
4- из, за, из-за;
5- из, под, из-под;
6- от, до, к;
7-перед, за, вокруг, около, возле;
8- через, сквозь, по.

При отборе учебного материала для работы со старшими дошкольниками с недоразвитием речи принимаются во внимание степень его лексической, морфологической и фонематической  трудности. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значений предлогов, вводятся графические схемы. Схемы каждой новой группы предлогов записываются на отдельные карточки и выставляются на наборное полотно. Такая подача материала эффективна при индивидуальных трудностях в обучении.
В каждой группе предлоги объединены по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению.
На занятиях проводится работа над каждой из групп предлогов. Например, на лексико-грамматическом занятии дошкольники познают лексическое и грамматическое значение групп предлогов. На занятии по обучению грамоте  дети учатся печатать эти предлоги. На занятии по развитию связной речи предложно- падежные конструкции включаются в активную речевую практику детей
Так, конструкции с предлогами по и дательным падежом, через, сквозь и винительным падежом существительных используются при обозначении пути движения во внутреннем пространстве или по поверхности предметов. Для того чтобы предотвратить смешение предлогов важно не только определять их семантику, необходимо обращать внимание детей на лексический состав имен существительных. Предлоги по, сквозь, через могут сочетаться с различными лексико-семантическими группами имен существительных. Сочетаясь с одинаковыми группами имен существительных, они могут различаться или, наоборот, сближаться с ними в значениях, становиться синонимичными и взаимозаменяемыми.
Значение конструкции с предлогом через и винительным падежом- указание на пересечение какого-либо пространства, чаще по поверхности предмета, обладающей значительной протяженностью. Она, как правило, обозначает движение, направленное  поперек предмета, с одной стороны на другую. Конструкция с предлогом по и дательным падежом существительных в сочетании с приставочными и бесприставочными глаголами движения  обозначает движение, которое осуществляется в направлении длины предмета: дороге идти по, поплыть по реке. Значение конструкций сквозь +В.п.- указание на то, что путь проходит внутри пространства, являющегося препятствующей средой, причем подчеркивается трудность преодоления этого пространства. Предлог сквозь употребляется существительными, обозначающими сплошную среду типа стены, скалы, камня, стекла в сочетании с предлогами движения.
Примеры упражнений, используемые на лексико-грамматических занятиях по теме «Транспорт. 
Глаголы движения»:
Задания 1. Дифференцировать предлоги по, сквозь в устной речи с опорой на сюжетные картинки .
Детям предлагается заполнить пропуски, употребляя данные предлоги.
1. Самолет пролетел … (туча). (Путь проходит внутри чего-то, являющегося препятствием)
2. Самолет летит … (небо). (Указывается, где проходит путь движения).
Задание 2. Дифференцировать предлоги через, по в устной речи.
Детям предлагается употребить предлоги по или через с существительным в нужном падеже.
1. Лодка плывет … (озеро). (Указывается, где проходит путь движения).
2. Лодка плывет … (озеро). (Целью движения является пересечение озера).
Задание 3. Вставить предлоги сквозь или через. Показать соответствующую схему предлогов. Если возможны варианты, указать, какой из предлогов предпочтительней.
1. Охотники пробирались … чащу леса.
2. Дети вошли … широко распахнутые  ворота.
3. Птица влетела в комнату … окно.
В последующей работе используются более сложные ситуации.
В течении двух –трех занятий приобретенные навыки автоматизируются в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Предлог является объектом постоянного внимания и их активной умственной деятельности, что создаёт основу для выработки понимания его синтаксической роли в различных речевых высказываниях (словосочетаниях, предложениях, текстах).

Веселые истории для артикуляционной гимнастики.

Храбрый комар
(для пассивной артикуляционной гимнастики)
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так. (хоботок) А потом он весело улыбался себе.(Губы фиксируются двумя пальцами) И все насекомым, которые жили  рядом с ним (Губы фиксируются четырьмя пальцами)
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем самым очень пугала насекомых.
Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он сделал страшную мордочку сверкая  чистым хоботком. (Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами)
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла рот от удивления. (Нижняя губа опускается так, что обнажаются десна и положение фиксируется двумя пальцами)
Лягушка туту же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя. (веселая змейка). А комар в ответ помахал своим чистым хоботком. (Язык выпячивается вперед) 
С тех пор все насекомые стали чистить свои хоботки  и вытягивать вперед язычки.

ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
      От 0 до 1 года.
К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом. 

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель — закономерная улыбка. 

3 месяца. Наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гукание». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н. 

4 месяца. Появляется первый смех — повизгивание в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным. 

5 месяцев. Ребенок реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. 

6 месяцев. К этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. 

7 месяцев. Малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих. 

8 месяцев. Возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи — лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, да-да, па-па и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а. 

9 месяцев. Ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки». 

10 месяцев. На этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. 

11 месяцев. Использует уже как минимум 3 «лепетных слова», понятных в конкретной ситуации. 

1 год. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя"
 От 1 года до 7 лет.

1 год 3 месяца. Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. 

1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. 

1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов. 

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. 

2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л. 

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов. 

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. 

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. 

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. 
 

Захарова И.Г. - учитель-логопед. Руководитель ПМПК.
Дата: 19.9.2011 / Категория: / Комментарии: 0
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот