+7 (86169) 3-11-23
Муниципальное бюджетное учреждение для нуждающихся в психолого-
медико-социальном помощи, центр психолого-медико-социального
сопровождения г. Лабинска Лабинского района

Чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, к трудностям, которые неизбежны, тем легче он преодолеет, тем спокойнее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления. Что такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается, чем определяется?

Как показало изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе ("школьная зрелость") - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большем числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья. Известно, что более половины "не готовых" к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости; "неготовность" для учителя - сигнал, показывающий необходимость пристального внимания к ученику, поиска более эффективных средств и методов обучения, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребенка. Однако тревогу врачей вызывают не только неуспевающие, "неготовые" дети, но и хорошо успевающие (именно эти дети выпадают из поля зрения учителя: ведь, собственно говоря, тревожиться не о чем - ребенок-то учится хорошо). Дело в том, что хорошая успеваемость при недостаточной функциональной готовности организма достигается, как правило, очень дорогой "физиологической ценой", вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате - к расстройствам психического здоровья. Предупредить подобные осложнения учитель сможет только в том случае, если будет знать и учитывать эту особенность развития ребенка, сможет осуществить дифференцированный подход к таким детям в условиях классного коллектива, при коллективном темпе работы класса. Необходимо подчеркнуть, что недостаточная готовность к обучению (особенно если она связана с состоянием здоровья ребенка) вовсе не является препятствием к обучению, - важно знать и учитывать эти особенности.

Педагог - психолог Зима М.Е.

Дата: 1.10.2018 / Категория: / Комментарии:
Комментарии

Оставить комментарий



Я не робот